Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
Педагог – психолог: Тищенко Т. Д.
Авторитарный тип
В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчет.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- Ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинить родительской воле;
- У родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка;
- Ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь;
Скачать конспект
В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
- При достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьей;
- Вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он также будет послушен и управляем;
- Став взрослым, либо сам приобретает весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным;
Гиперопекающий тип
Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- У родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
- Они ощущают себя «сделавшими все для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
- До начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным;
В дальнейшем это может привести к тому, что:
- Ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающей от той, что была в его семье;
- Он станет инфантильно – потребительски относиться к миру;
- Будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадет;
- Ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые в последствии все же настигнут его в реальной жизни.
Гипоопекающий тип
Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки» потребности ребенка, и в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- Родители по началу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка;
- Ребенок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.
Однако в дальнейшем:
- Отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;
- Отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности.
Педагог – психолог: Тищенко Т. Д.
Демократический тип
Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг к другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- Жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной заботы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком;
- Отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет однозначности, не родительского авторитета априори;
- Родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придется осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь.
Однако в дальнейшем ребенок:
- Вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
- Осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
- Приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.
|