Проект «Мониторинг профилактики профессионального выгорания педагогов» |
Психология | |||
Автор: Удоденко Ольга Владимировна | |||
14.07.2018 18:11 | |||
Проект «Мониторинг профилактики профессионального выгорания педагогов» Исполнитель: Удоденко Ольга Владимировна – педагог-психолог МБДОУ №36 Г. Майкоп, 2017 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 «Светлячок» Актуальность проекта. Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают адаптационные возможности организма. Следствием являются высокое эмоциональное напряжение, нервные срывы и психосоматические заболевания, приводящие к временному, а подчас и полному прекращению работы по специальности. Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости.
Для нашего детского сада проблема профессионального эмоционального выгорания на момент разработки проекта стала актуальной. В наблюдениях за реальными рабочими ситуациями и беседах с педагогами можно было все чаще увидеть проявляющиеся симптомы профессионального эмоционального выгорания:
Для развития эмоциональной устойчивости педагога современная психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические способы обучения. Специфические способы выражаются в использовании активных методов обучения – деловых игр, диспутов, дискуссий, специальных упражнений, направленных на развитие профессионально важных качеств личности и способствующих развитию эмоциональной устойчивости (педагогической направленности, профессионального самосознания, эмоциональной гибкости, коммуникативной компетентности). Неспецифические способы состоят в применении средств саморегуляции эмоционального состояния: специальных физических упражнений, дыхательной гимнастики, релаксации, самовнушения, психофизической тренировки и др. Цель проекта – повысить уровень эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов, тем самым предотвратить раннее развитие синдрома эмоционального «выгорания», сохранить здоровье, оптимистический настрой и профессиональную активность. Задачи проекта:
Проект реализуется по трем направлениям: теоретическому, диагностическому, практическому. Теоретическое направление позволяет ввести участников в смысловое поле проблемы. Диагностическое направление необходимо для самодиагностики психических состояний, свойств личности, ее направленности, ценностей и т.п. При анализе собственной личности у человека появляется мотивация к самопознанию и самоизменению, что расширяет его ресурсные возможности. Практическое направление предполагает ознакомление с методами и технологиями снятия психоэмоционального напряжения, обучение на практике конкретным приемам работы с различными состояниями психики. Сроки реализации проекта: сентябрь 2017г – май 2018г. Категория слушателей: педагоги ДОУ. 1 этап – сентябрь-октябрь 2017 года – подготовительный: 1)довести до участников важность данной темы; 2) подбор методической литературы; 3)подобрать наглядно – демонстрационный материал, музыкальное сопровождение к занятиям. 2 этап – декабрь 2017 года – февраль 2018 – практико-ориентировочный: 1)диагностика уровня профессионального выгорания педагогов; 2)разработка рекомендаций для педагогов по снижению «выгорания»; 3)лекция «Синдром эмоционального выгорания»; 4)индивидуальные консультации для педагогов. 3 этап – февраль- апрель 2018 года – практико-обобщающий: 1)проведение семинара-практикума по привитию навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения (примерная тематика):
2) проведение семинара-практикума по развитию навыков бесконфликтного поведения (примерная тематика):
3) индивидуальные консультации для педагогов. 4 этап – май 2018 года – аналитико-обобщающий. 1)мониторинг уровня психологического климата в коллективе 2) проведение обобщающего педсовета по итогам работы ДОУ в рамках проекта 3)составление методического пособия с целью обобщения опыта работы по проекту. Идея проекта. Синдром профессионального выгорания педагогов легче предупредить. Данный проект поможет участникам образовательного процесса ответить на вопросы, как помочь себе и другим людям. Бережное отношение педагогов ко своему психическому здоровью позволит избежать профессиональной деформации. Методические материалы по реализации проекта.
Ресурсное обеспечение проекта.
Управление рисками проекта. Во-первых, участники проекта должны быть заинтересованы достижением положительных результатов по окончании проекта. Во-вторых, просветительская работа должна вестись постоянно. В-третьих, в ходе работы должна предоставляться точная и достаточная информация о проблеме профессионального выгорания педагогов. В-четвертых, информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (педагоги дошкольного учреждения). Ожидаемые результаты проекта:
Каким образом будет осуществляться привлечение участников к проекту. Организация в образовательном учреждении групп педагогической поддержки "Поможем друг другу", используя для этого семинары для педагогов. У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультацию. Интернет ресурсы, методические объединения, обращение за консультацией к более квалифицированному специалисту. Занятия проводятся с использованием таких методов, приемов и т.п. как:
На занятиях сочетаются индивидуальная и групповая формы работы. Структура занятий:
Приложение 1. Методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания» Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В.В. Бойко По мнению автора, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Стимульный материал теста состоит из 8 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение». Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания». «Напряжение».
«Резистенция».
«Истощение».
Инструкция: Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете. Стимульный материал.
Обработка данных. В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:
Ключи. “Напряжение” 1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1 (2), +13 (3), +25 (2), -37 (3), +49 (10), +61 (5), -73 (5). 2. Удовлетворенность собой: -2 (3), +14 (2), +26 (2), -38 (10), -50 (5), +62 (5), +74 (3). 3. “Загнанность в клетку”: +3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), -75 (5). 4. Тревога и депрессия: +4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3). “Резистенция” 1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5 (5), –17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5). 2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6 (10), -18 (3), +30 (3), +42 (5, +54 (2), +66 (2), -78 (5). 3. Расширение сферы экономии эмоций: +7 (2), +19 (10), -31 (2), +43 (5), +55 (3), +67 (3), -79 (5). 4. Редукция профессиональных обязанностей: +8 (5), +20 (5), +32 (2), -44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10). “Истощение” 1. Эмоциональный дефицит: +9 (3), +21 (2), +33 (5), -45 (5), +57 (3), -69 (10), +81 (2). 2. Эмоциональная отстраненность: +10 (2), +22 (3), -34 (2), +46 (3), +58 (5), +70 (5), +82 (10). 3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11 (5), +23 (3), +35 (3), +47 (5), +59 (5), +72 (2), +83 (10). 4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12 (3), +24 (2), +36 (5), +48 (3), +60 (2), +72 (10), +84 (5). Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов — не сложившийся симптом, 10-15 баллов — складывающийся симптом, 16 -20 баллов — сложившийся симптом. 20 и более баллов - симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов — фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза. В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам. Приложение 2. Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н. В. Микляева, Ю.В. Микляева) Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста: 1. Поступление на работу в детский сад: А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит. Б. Ехал к вам, да заехал к нам. В. Попался, как ворона в суп. 2. Посвящение в должность воспитателя: А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют. Б. Летать летаю, а сесть не дают. В. Напишешь пером, что не вывезешь волом. 3. Первый самостоятельный опыт: А. Прежде веку не помрешь. Б. Его пошли, да сам за ним иди. В. Как ступил, так и по уши в воду. 4. Отношение к наставничеству: А. Наука учит только умного. Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти. В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал. 5. Проведение занятий с детьми: А. Не бьет стрела татарина. Б. Учи других – и сам поймешь. В. Ехала кума неведомо куда. 6. Проведение режимных моментов: А. День в день, топор в день. Б. Жив, жив Курилка. В. Что ни хвать, то ерш, да еж. 7. Родительские собрания: А. Не трудно сделать, да трудно задумать. Б. Первый блин комом. В. Жаловался всем, да никто не слушает. 8. Участие в педагогических советах в ДОУ: А. Живет и эта песня для почину. Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля. В. Фасон дороже приклада. 9. Конец учебного года: А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства. Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают. В. Вечер плач, а заутре радость. Ключ к тесту Если у Вас преобладают ответы: "А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности. "Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности. "В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется! Стрессоустойчивость: для ответов типа "А" – нормальная. для ответов типа " Б" – неустойчивая. для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии. Приложение 3. Экспресс-оценка «выгорания» На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.
Оценка результатов 0-1 балл — синдром выгорания вам не грозит. 2-6 баллов — вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7-9 баллов — пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов — положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас. Приложение4. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) Шкалы: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений Назначение теста: Изучение степени профессионального «выгорания». Инструкция к тесту: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день». Тест.
Обработка и интерпретация результатов теста Опросник имеет три шкалы:
«деперсонализация» (5 утверждений);
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
Ключ к тесту Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
|