«Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии» |
Психология | |||
Автор: Филимонова Инга Алексеевна | |||
08.06.2018 13:02 | |||
«Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии» Процесс адаптации детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных проблем, так как становление личности дошкольника во многом определяется именно тем, насколько благоприятно протекает его социально-психологическая адаптация в детском образовательном учреждении. Ранний возраст является важным этапом в становлении личности дошкольника, именно в этот период закладываются основные предпосылки для развития всех личностных качеств. Поэтому проблема повышенной тревожности ребенка раннего возраста в период адаптации заслуживает особого внимания, складываясь как личностное свойство дошкольника, тревожность может проявиться в старшем дошкольном возрасте и школьном возрасте как устойчивая личностная черта.
Проблему повышенной тревожности в период адаптации можно решить с использованием сказкотерапии. Интерес к сказке возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал Константин Дмитриевич Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г. Белинский, Александр Сергеевич Пушкин. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ре-бенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл его поступка. Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии, которое широко используется в настоящее время в дошкольной педагогике. Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, в ней проявляется чувство защищённости и аромат тайны. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что ребенок, воспринимая сказку, отождествляет себя с положительным сказочным героем. Сказка позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, оказывает позитивную поддержку его возможностей и помогает поверить в себя. При использовании сказкотерапии в период адаптации ребенка происходит процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, она помогает ребенку не только адаптироваться, но и способствует его развитию. Только в сказках дети сталкиваются со сложными явлениями и чувствами. Сказкотерапию можно применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных. Конечно, у индивидуальных занятий больше возможностей. Сказка – это, прежде всего, шанс понять и принять окружающий мир, изучить его. Нередко в сказке находится решения проблем, ответы на вопросы, ключи к загадкам. Сказка помогает малышу справиться с трудностями «Зайчик смог, и я смогу!». Обычно работа со сказкой с детьми раннего возраста проходит в два этапа:
|