СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ |
Психология | |||
Автор: Минаева Е.Н., Темирова Г.И. | |||
01.06.2018 15:31 | |||
СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Минаева Е.Н., Темирова Г.И. МАДОУ «ЦРР-д/с№18 «Дюймовочка» Современное дошкольное образование нацелено на поиск эффективных возможностей для качественной реализации ФГОС ДО. Самым актуальным, на наш взгляд, является направление по созданию условий, обеспечивающих формирование благополучной социальной среды развития дошкольников. В соответствие с ФГОС ДО условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей предполагают обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком и уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям. Педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано не только на обеспечение развития каждого ребенка, но и на сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей для раскрытия его способностей и склонностей.
Мы проанализировали свою работу, запросы родителей на качественное дошкольное образование, наблюдения за деятельностью наших воспитанников и создали комплекс методов для организации воспитательно-образовательной работы «Минутки радости», включающую в себя способы и методы, обеспечивающие эмоциональное благополучие, поддержку индивидуальности и инициативы детей в течение дня. Особенности дошкольной детсадовской жизни таковы, что от внимательного взрослого ускользнуть ребенку практически невозможно. Воспитатель видит:
Целый день в детском саду насыщен важнейшими нюансами, которые чуткий воспитывающий взрослый берет на вооружение, вовремя оказывается рядом, задает вопросы, рассказывает историю, при необходимости поддерживает или дает возможность поразмышлять в одиночестве. Воспитатель – уникальная должность, непосредственная образовательная деятельность длятся от силы в день не больше двух часов, все остальное время у воспитателя есть возможность создавать ситуации и условия, в которых каждый ребенок может максимально раскрываться. Мы предлагаем создавать в течение дня мини-ситуации, которые дадут возможность раскрыть свой творческий потенциал одному или нескольким детям, поддержать высокую самооценку ребенка, прорекламировать или авансировать его будущие успехи. Рекламная акция (книга, мультфильм, игра). Если ребенку прочитали какую-то интересную книгу, купили и научили играть в настольную игру или малыш в восторге от какого-то нового мультфильма, он может на листе бумаги нарисовать рекламу книги/игры/мультфильма и представить ее всем ребятам. Затем афиша размещается на рекламном щите группы. Мой хит. В режиме дня выделена пятиминутка, когда включается любимая песня определённого ребенка, он может рассказать, почему ему нравится эта песня, кто ее исполняет итд. Ты ведущий, потому что… При построении на прогулку, занятие итп ведущим назначается ребенок по какому-нибудь поощрительному признаку (тот, кто сегодня пришел первым; тот кто съел первым весь завтрак итп). Важно, чтобы для каждого ребенка в группе воспитатель нашел этот признак и в течение недели все дети побывали ведущими. Минутка внимания. Воспитатель предлагает детям разгадать загадку на внимание, к примеру, кто заметил работал ли дворник на прогулке или кто из детей переодел после сончаса футболку, у кого из детей изменилась прическа итп. Потом, при желании, роль ведущего исполняют дети. Акция «Секретные агенты или тайные доброжелатели». Воспитатель тайно назначает своих невидимых помощников, который в этот день особенно помогают воспитателю организовывать деятельность, разрешать конфликты, создавать веселые ситуации. Вечером, на итоговом сборе, дети рассуждают о том, кто из детей были этими секретными агентами. Мастер завязывания шнурков/одеванию перчаток. Есть дети, которые могут помочь или научить детей какому –то навыку, например, завязыванию шнурков, одеванию перчаток итп. Он одевает оформленный специально по такому случаю бейджик, чтобы дети могли знать, что могут к нему обратится по этому поводу. Минутка красоты/удивления Заметили ли вы?.. Воспитатель заостряет внимание детей на каком-то прекрасном впечатлении. Например, обратили ли вы как необычно сочетал краски Игорь на своем рисунке, или как у Кати сегодня платье оттеняет цвет глаз, делает их ярче. Найди пару. Картинка разрезана на две части. Дети берут себе одну половинку и быстро ищут пару. Первые 3 нашедшиеся пары – становятся победителями. Шепталки или секретики. Все устают от постоянного шума, даже дети, поэтому у нас есть специальное время для шепталок. В это время детям предлагается общаться шепотом Девичьи посиделки или Богатырский часок. В режиме дня выделяем время, когда девочки оказываются в одном игровом пространстве, а мальчики – в другом. Конечно, идеальный вариант, когда приходит папа, дедушка, старший брат или дядя, тогда у мальчишек происходят настоящие мужские разговоры и игры. Это я! Строим из модулей подиум. Ребенок восходит на него. «Я – Денис!», — провозглашает малыш. Остальные дети стоят в кругу. Они должны по возможности точно отозваться с таким же настроением, громкостью, высотой, с какой произнесет фразу ребенок, стоящий на подиуме: «Ты – Денис!». Моя колыбельная или Мой любимый стих. Каждому ребенку родители выбрали колыбельную, листочек с ее текстом висит у каждого на кровати, периодически в сончас воспитатели напевают колыбельный стишок. Детям постарше родители подобрали стихотворение с именем ребенка – оно используется, когда ребенку некомфортно и нужно быстро переключить его из этого состояния. Добрые игры. Например, «Щепки на реке», «Погладь статую», «Великолепная «Ласкательная Машина», «Ласковая цепочка». Концерт мягких игрушек. Дети приносят из дома музыкальные игрушки. По очереди выходят “на сцену” и включают песенку своей игрушки. Затем зрители апплодируют. Танцевальная минутка. Педагог включает веселую музыку (желателен выбор ребенка) для танцевальной разрядки детей. В эффективности таких методов мы убедились, проведя диагностику самооценки наших воспитанников по методике «Лесенка» В.Г. Щур. Вводная Итоговая Завышенная самооценка 34% 30% Адекватная самооценка 54% 66% Заниженная самооценка 12% 4% Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о ценности представленных методов для обеспечения эмоционального благополучия воспитанников, а значит, и в целом, для благополучной социальной среды развития дошкольников. Литература 1. Арушанова А., Юртайкина Т. Сценарии активизирующего общения // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 32; 1995. — № 2. — 47 — 50. Бондаренко А.К. Формирование социальной активности дошкольников посредством дидактических игр //Дошкольное воспитание. — 1987. — № 3. — 23 — 26. 2. Граббет Р. Игры для малышей от 2 до 6 лет. Перевод с нем. О.Асписовой. — М.: Росмэн, 1999. — 162 с. 3. Михайленко Н., Короткова Н. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада //Дошкольное воспитание. — 1995. — № 9. -С. 59-65. 4. Фопель К., «Привет, глазки!» Подвижные игры для детей 3-6 лет: пер. с нем. – М.: Генезис, 2005. – 143 с. 5. Фопель К., «Привет, ушки!» Подвижные игры для детей 3-6 лет: пер. с нем. – М.: Генезис, 2005. – 143 с.
|