Использование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста |
Психология | |||
Автор: Талан Елена Васильевна | |||
26.05.2018 16:17 | |||
Использование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Развивающий комплект «Pertra» разработан известным педагогом-практиком Марианной Фростиг. Он предоставляет широкое поле для «общения» ребенка с деталями – манипулятивами под руководством психолога, учителя-логопеда, педагога. Комплект «Pertra» состоит из семи наборов игровых средств (в чемоданах); досок–основ и мобильного стеллажа, в котором размещаются чемоданы с наборами. Передвижной стеллаж – удобное средство для хранения семи игровых наборов. Все детали выполнены из экологически чистых материалов и окрашены гипоаллергенными красителями (Приложение 1). Продуманный состав каждого из семи чемоданов позволяет организовать работу в индивидуальной и групповой формах, а вариативность использования комплекта – учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. По компактности, многофункциональности, удобству хранения и эффективности использования в педагогической практике на сегодняшний день игровой комплект «Pertra» аналогов не имеет.
Систематическое использование игр на базе комплекта «Pertra» повышает познавательную активность и познавательный интерес, способствует развитию мыслительных операций. Ребенок учится анализировать, сравнивать обобщать, классифицировать на основе выделения общих признаков. Совершенствуется слуховая, зрительная и кинестетическая память. Благодаря использованию отдельных элементов комплекта происходит развитие различных видов праксиса, возможностей ребенка в выполнении точных, ловких движений. В ходе предложенных игровых упражнений у детей развивается воображение и творческое мышление. Достижением детей становится развитие коммуникативных умений, формирующихся в ходе взаимодействия детей в игровой ситуации. Развивается и волевая сфера, когда необходимо закончить начатое, учитывать правила и интересы других участников игры. Игровое упражнение «Дорожные приключения» (Игровой набор 1, 5) Психолог показывает детям схему дороги, которую необходимо построить. Данная схема поделена на части, которые предъявляются детям поэтапно. Первую часть схемы на доску – основу выкладывает психолог, демонстрируя образец выполнения действий по строительству дороги (определение необходимых фигур; их выделение из числа других; выкладывание на доску-основу в соответствии со схемой; соотнесение получившегося результата со схемой). После этого каждый ребенок выкладывает свою часть дороги. Затем, когда дорога построена, дети делятся на две команды. Вариант 1 Психолог предлагает детям деревянные шарики двух цветов, по количеству участников. По сигналу, по очереди, дуя на шарики, участники должны довести их в центр дороги по самому длинному пути / по самому короткому пути. Вариант 2 Психолог раздает деревянные машинки (одну на команду) и человечков. Детям необходимо провести человечка на машинке из своего гаража в гараж соперника, не уронив его при этом. Вариант 3 Двое детей строят четыре дороги соединяющиеся в центре доски-основы в круг. Участники выбирают по два человечка и ставят их на противоположные стороны (по горизонтали или вертикали) в начало каждой из дорог. По сигналу дети берут в правую и левую руки по человечку и передвигают их по дороге одновременно к центральной части (в круг). Если кто-то сбился со своей дороги, то необходимо вернуться в начало пути (вариант схемы представлен на рис. 1). Рис. 1 Приложение 1 Передвижной стеллаж с игровыми наборами и досками-основами Набор 1 «Konstruktion» (пространство на плоскости) Набор 2 «Klassifikation» (упорядочивание элементов) Набор 3 «Diskrimination» (одинаковое и разное) Набор 4 «Relation» (пространство и преобразование) Набор 5 «Grafomotorik» (от каракуль к каллиграфии) Набор 6 «Hadgeschicklichkeit» (от хватания к схватыванию) Набор 7 «Mathematik» (математика) подготовила педагог-психолог МАДОУ «ЦРР «Умка» Елена Васильевна Талан
|