Консультация для воспитателей: «Создание психо-эмоционального комфорта во второй младшей группе» |
Психология | |||
Автор: Соловьева Анна Игоревна | |||
25.05.2018 21:42 | |||
Консультация для воспитателей: «Создание психо-эмоционального комфорта во второй младшей группе» Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Детский сад №19 г.Чехов Выполнила: Соловьева А.И. г.Чехов 2018г. Детский сад является особым местом в жизни каждого из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем как личность. Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствием напряжения психических и физиологических функций организма. Общая атмосфера и настрой группы определяется, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Спокойная эмоциональная обстановка в семье оказывает влияние на психологический комфорт в группе детского сада. Поэтому мы в своей работе стараемся учитывать индивидуальные особенности каждой семьи.
Режим дня дошкольного учреждения представляет собой последовательность и смену видов деятельности в течении дня и ребенок заранее настраивается на них, что делает его более уравновешенным. Мы, воспитатели, пытаемся создать обстановку спокойной жизни в группе, сбалансировать планы, чтобы не было спешки, а соответственно. Чтобы дети не чувствовали напряжения, что является условием нормальной жизни детей. Во время приема пищи учитываем собственные вкусы детей и предпочтения в еде, т.к. у ребенка должно оставаться право не есть то, что он не любит или не хочет в данный момент. В группе создана комфортная предметно-развивающая среда в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей. Для того, чтобы создать спокойную обстановку – в общении с детьми стараемся быть спокойными и доброжелательными, придерживаясь ровной манере поведения, не допуская психологического давления на детей, придерживаясь высказывания поэта Бориса Слуцкого: «Ничему меня не научит, то, что тычет, талдычет, жучит…». Учитывая то, что даже самое незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку – включаем ребенка в праздники, инсценировки, что влияет на его эмоциональное состояние и создается ситуация успеха каждому ребенку. Традиция отмечать дни рождения детей дает ребенку уверенность в том, что воспитатель и дети относятся к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей. В своей группе мы ввели такой обычай – «Круг хороших воспоминаний». Во второй половине дня мы предлагаем детям собраться в круг и поговорить о «хорошем». Воспитатель рассказывает что-то хорошее о каждом ребенке, и это не какие-то невероятные подвиги, а самые простые моменты, например, Максим сегодня сам быстро оделся, Глеб сразу заснул, Ярослав помог девочке и т.д. Так, каждый ребенок слышит о себе что-то положительное, все дети поймут, что у всех есть какие-то достоинства. Это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка. Часто вместе с детьми мы сдвигаем столы и каждый ребенок занимается своим делом за общим столом: лепит, рисует, строит. Эти моменты спокойного бесконфликтного общения способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе. Мы стараемся предоставить детям максимально возможных в их возрасте самостоятельности и свободы. Следует подчеркнуть, что большая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения, его речи. Атмосфера в группе так же определяется отношениями между воспитателями. У нас за много лет совместно работы, сложились дружеские, доверительные взаимоотношения, основанные на взаимопонимании в вопросах воспитания и демократического стиля общения с детьми, что способствует созданию положительного эмоционального состояния детей. Еще одна удачная находка – это создание в группе «Уголка настроения» для отслеживания причин плохого настроения у детей и его коррекции. Ребенок прикрепляет свою фотографию к условному обозначению – солнце (веселое), голубое небо (спокойное), черная туча (сердитое), дождик (грустное). В течении дня ребенок может фото переставлять. Дети стали обращать внимание не только на свое, но и на настроение других детей. Если ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе – используем мешочки для метания, набор бумаги для разрывания, коврик злости (потопать по коврику и злость пройдет), стаканчик для крика (высказать свою обиду в стаканчик и станет легче). И, конечно, в работе по созданию психо-эмоционального комфорта в группе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводились индивидуальные беседы и консультации: «Профилактика психо-эмоционального напряжения», «Учим ребенка общаться», «Учимся сочувствовать, сопереживать», «Посеять в детских душах доброту». Такая система работы способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения детей друг к другу, формируются нравственные качества личности и коммуникативные навыки, тем самым создается положительный психо-эмоциональный комфорт в группе.
|