Культурные практики сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников |
Психология | |||
Автор: Бубнова Оксана Сергеевна Суркова Татьяна Александровна Краснокутская Светлана Петровна | |||
21.05.2018 18:58 | |||
Культурные практики сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 поселка Разумное Белгородского района Белгородской области» Белгородская область, Белгородский район, поселок Разумное Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования важнейшей задачей, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия)».
Психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей. Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:
Технологии укрепления психического здоровья дошкольников Здоровьесберегающие технологии.
Арт-терапевтические технологии.
Остановимся подробнее на некоторых технологиях сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников. Релаксационные игры Цель релаксационных игр – снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон. Существуют разные релаксационные игры:
Коммуникативные игры Цель коммуникативных игр: создание положительного настроя и внимательного отношения друг к другу. Игра «Мое имя» Каждый участник говорит по кругу о том, какая форма его имени ему больше нравится. Как он хочет чтобы его называли в группе. (передавая цветок по кругу) Игра «Комплименты» Участники встают в круг. Каждый говорит комплимент своему соседу слева. Сосед отвечает: «Да, я… (повторяет сказанное ему), но я еще и… (добавляет что-то свое). Релаксационные игры Игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела. Упражнение «Муха» Инструкция: «Сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо хочет сесть муха. Она садится то на нос, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаза. Согнать назойливое насекомое». Пушистый шарик (с 3 лет) Описание. Эта игра дает детям прекрасную возможность расслабиться и сконцентрировать внимание. Игра развивает телесное сознание детей — в особенности их тактильное восприятие. Инструкция: У меня в руках пушистый шарик, которым я коснусь разных мест вашего тела. Он приятен на ощупь, и его прикосновение подарит вам бодрость и веселье. Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Тот, с кем я рядом останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь пушистым шариком его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, вы должны дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулся шарик. Упражнение «Лимон» Инструкция: Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх) плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор пока не почувствуйте, что «выжали» весь сок. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполняйте упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Наслаждайтесь состоянием покоя. Может сопровождаться стихотворением: Я возьму в ладонь лимон. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю Игры, помогающие добиться состояния релаксации, путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой; Упражнение «Воздушный шарик» Инструкция: Представьте, что воздушный шарик находится у нас в животе, и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте рукой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем живот. Повторим еще раз. Вдох – выдох, еще один вдох — выдох. «Согреем бабочку» Цель: достичь релаксации через дыхательные техники. Инструкция: Представьте, что перед Вами бабочка, она замерзла и не может взлететь. Предлагаю согреть ее своим дыханием. Теперь бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки.
|