Технологии сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) |
Психология | |||
Автор: Остович Ольга Юрьевна | |||
03.12.2017 01:23 | |||
Технологии сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) Остович Ольга Юрьевна, педагог-психолог, учитель –дефектолог ГБОУ г.Москвы «Школа №2093 им. А.Н. Савельева» Аутизм может быть похож на различные специфические нарушения развития речи, поскольку один из основных его признаков – отставание речевого развития или полное отсутствие речи. Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей наблюдается с самого рождения. Оказание коррекционной помощи возможно с учетом определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением и использования разнообразных коррекционных подходов. Эта презентация будет интересна в первую очередь педагогам и специалистам дошкольного и начального образования, которые в своей практической работе сталкивались с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС), а также родителям, которые воспитывают этих детей.
В презентации представлена поэтапность работы с детьми, в том числе рассказывается об эмоционально-смысловом подходе, использование эмоционально-уровневой терапии и дается прогноз развития ребенка с РАС. Дети с РАС обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего, что делает здоровый ребенок. Речевые расстройства наиболее отчетливо видны после 3 лет. Некоторые дети остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она аномальна. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РАС ДОЛЖНА БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, СООТВЕТСТВОВАТЬ УРОВНЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ОНА ТРУДНА, ТРЕБУЕТ БОЛЬШОГО НАПРЯЖЕНИЯ И МОЖЕТ РАСТЯНУТЬСЯ НА ГОДЫ Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) — любая форма языка помимо речи, облегчающая социальную коммуникацию ребенка. Критерии при выборе средств коммуникации включают:
Применение устройств ВАК может быть чрезвычайно эффективным для детей с РАС. Если ребенок с аутизмом никогда не говорил, он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Устройство ВАК поможет такому ребенку применить способ для социальной коммуникации с другими людьми. Если было решено, что данному ребенку подходит средство коммуникации, то задача всех людей в его окружении- моделировать систему общения. Существуют различные типы ВАК, подходящие ребенку РАС.
Подбор разных средств коммуникации каждому ребенку с РАС должен быть индивидуальным, в зависимости от уровня интеллектуального развития, потенциальных речевых возможностей. Нарушение функций коммуникации и социального взаимодействия свидетельствуют о наличии РАС. В РОССИИ ОСНОВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ АУТИЗМА, КАК ПРАВИЛО, ПРОВОДЯТСЯ НЕ РАНЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКОМ 3 ЛЕТ, ЧТО СУЩЕСТВЕННО ЗАТРУДНЯЕТ СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА И ЧАСТО ПРИВОДИТ К НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ ДИАГНОЗА. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ДОСТИЖЕНИЯ МИРОВОЙ НАУКИ ДОКАЗЫВАЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА, ДАЮЩЕГО ВОЗМОЖНОСТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕРАПИИ АУТИЗМА, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД. ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ (ТЕРАПИЯ УДЕРЖАНИЯ) И ДР. Для достижения этой цели необходимы системная работа со специалистами и семьями детей с РАС, просветительская деятельность в среде педагогических коллективов, детских садов и школ, обеспечение современными данными об исследованиях в сфере аутизма на уровне лечебных учреждений и институтов. ЧТОБЫ ЗАНЯТИЯ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ БЫЛИ ЭФФЕКТИВНЫ, ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО ДОСТИЧЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ С ИХ БЛИЗКИМИ, ПРИЙТИ К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ В ВЫБОРЕ ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ ВРЕДНА ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ, А РЕБЕНОК С РАС В ТАКОМ СЛУЧАЕ ТЕРЯЕТ ОРИЕНТИРЫ В ЖИЗНИ, ВОЗМОЖНОСТЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ СНИЖАЕТСЯ. НЕОБХОДИМО ВЫРАБОТАТЬ АЛГОРИТМ ПРЕБЫВАНИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ. При работе с детьми с РАС используется эмоционально-уровневая терапия, когда взрослый постепенно подключается к интересам ребенка и вовлекает его в разные виды деятельности. Поэтапность работы с РАС заключается в следующем
Такие простые мероприятия для детей с РАС приобретают особую значимость, поскольку организация их поведения вызывает большие затруднения, чем сама деятельность.
Для подготовки аутичного ребенка к обучению необходимо развивать крупную и мелкую моторику, произвольное внимание и память, формировать речь. Ни одна технология в отдельности не может быть нейтральной и эффективной, поэтому нужно комбинировать разные направления работы с ребенком с РАС. Прогноз развития ребенка с РАС составляется с учетом ряда факторов Факторы зависящие от состояния ребенка:
Факторы, связанные с окружением:
Оказание коррекционной помощи невозможно без точного определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением и использования разнообразных коррекционных подходов. Дети – аутисты нуждаются в строгом распорядке дня, им нужен учитель, который знает, как быть твердым и мягким одновременно. Им нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволит ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно (отмена контрольной работы, неожиданная интересная экскурсия и т.д.)
|