Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Технологии сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
Психология
Автор: Остович Ольга Юрьевна   
03.12.2017 01:23

Технологии сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)Технологии сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

Остович Ольга Юрьевна, педагог-психолог, учитель –дефектолог ГБОУ г.Москвы «Школа №2093 им. А.Н. Савельева»

Аутизм может быть похож на различные специфические нарушения развития речи, поскольку один из основных его признаков – отставание речевого развития или полное отсутствие речи.

Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей наблюдается с самого рождения.

Оказание коррекционной помощи возможно с учетом определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением и использования разнообразных коррекционных подходов.

Эта презентация будет интересна в первую очередь педагогам и специалистам дошкольного и начального образования, которые в своей практической работе сталкивались с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС), а также родителям, которые воспитывают этих детей.

 

Скачать презентацию

В презентации представлена поэтапность работы с детьми, в том числе рассказывается об эмоционально-смысловом подходе, использование эмоционально-уровневой терапии и дается прогноз развития ребенка с РАС.

Дети с РАС обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего, что делает здоровый ребенок. Речевые расстройства наиболее отчетливо видны после 3 лет.

Некоторые дети остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она аномальна.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РАС ДОЛЖНА БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, СООТВЕТСТВОВАТЬ УРОВНЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ОНА ТРУДНА, ТРЕБУЕТ БОЛЬШОГО НАПРЯЖЕНИЯ И МОЖЕТ РАСТЯНУТЬСЯ НА ГОДЫ

Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) — любая форма языка помимо речи, облегчающая социальную коммуникацию ребенка.

Критерии при выборе средств коммуникации включают:

  • когнитивные и моторные навыки ребенка,
  • стиль обучения,
  • коммуникативные потребности,
  • способность к чтению.

Применение устройств ВАК может быть чрезвычайно эффективным для детей с РАС.

Если ребенок с аутизмом никогда не говорил, он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах.

Устройство ВАК поможет такому ребенку применить способ для социальной коммуникации с другими людьми.

Если было решено, что данному ребенку подходит средство коммуникации, то задача всех людей в его окружении- моделировать систему общения.

Существуют различные типы ВАК, подходящие ребенку РАС.

  • Жестовый язык (например Макатон),
  • интерактивные коммуникационные доски (визуальные символы, организованные по темам),
  • карточки-подсказки (заменяют вербальные подсказки),
  • коммуникационные устройства с синтезаторами речи (например BIGmack).

Подбор разных средств коммуникации каждому ребенку с РАС должен быть индивидуальным, в зависимости от уровня интеллектуального развития, потенциальных речевых возможностей.

Нарушение функций коммуникации и социального взаимодействия свидетельствуют о наличии РАС.

В РОССИИ ОСНОВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ АУТИЗМА, КАК ПРАВИЛО, ПРОВОДЯТСЯ НЕ РАНЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКОМ 3 ЛЕТ, ЧТО СУЩЕСТВЕННО ЗАТРУДНЯЕТ СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА И ЧАСТО ПРИВОДИТ К НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ ДИАГНОЗА.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ДОСТИЖЕНИЯ МИРОВОЙ НАУКИ ДОКАЗЫВАЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА, ДАЮЩЕГО ВОЗМОЖНОСТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕРАПИИ АУТИЗМА, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД.

ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ (ТЕРАПИЯ УДЕРЖАНИЯ) И ДР.

Для достижения этой цели необходимы системная работа со специалистами и семьями детей с РАС, просветительская деятельность в среде педагогических коллективов, детских садов и школ, обеспечение современными данными об исследованиях в сфере аутизма на уровне лечебных учреждений и институтов.

ЧТОБЫ ЗАНЯТИЯ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ БЫЛИ ЭФФЕКТИВНЫ, ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО ДОСТИЧЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ С ИХ БЛИЗКИМИ, ПРИЙТИ К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ В ВЫБОРЕ ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ.

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ ВРЕДНА ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ, А РЕБЕНОК С РАС В ТАКОМ СЛУЧАЕ ТЕРЯЕТ ОРИЕНТИРЫ В ЖИЗНИ, ВОЗМОЖНОСТЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ СНИЖАЕТСЯ.

НЕОБХОДИМО ВЫРАБОТАТЬ АЛГОРИТМ ПРЕБЫВАНИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

При работе с детьми с РАС используется эмоционально-уровневая терапия, когда взрослый постепенно подключается к интересам ребенка и вовлекает его в разные виды деятельности.

Поэтапность работы с РАС заключается в следующем

  • Занятия должны проводиться в специально отведенном месте, в определенное время.
  • Суточные и недельные ритмы (режим дня, план в картинках и пр., стереотипность занятия).
  • На начальном этапе занятий требования к организованности не предъявляются, поскольку решаются следующие задачи:
  • Формировать положительную установку ребенка по отношению к занятиям;
  • Постепенно закреплять определенную последовательность действий по подготовке к занятию: достать материал, сесть за стол и т.д.;
  • Занятие сначала может длиться несколько минут, по окончании похвалить ребенка.

Такие простые мероприятия для детей с РАС приобретают особую значимость, поскольку организация их поведения вызывает большие затруднения, чем сама деятельность.

  • Начинать надо с любимой деятельности ребенка, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, т.е. необходимо ориентироваться на его интересы и пристрастия.
  • Не стоит ребенку каждый раз предлагать что-то новое. Если ему понравилось какое-то занятие, надо и начинать с него.
  • Работа в микрогруппе — ребенок- аутист вместе с другим ребенком, которого он выделяет (выбирает партнера для подражания).
  • Использование в занятии с ребенком с РАС клона-посредника (куклы) с которой договаривается педагог.

Для подготовки аутичного ребенка к обучению необходимо развивать крупную и мелкую моторику, произвольное внимание и память, формировать речь.

Ни одна технология в отдельности не может быть нейтральной и эффективной, поэтому нужно комбинировать разные направления работы с ребенком с РАС.

Прогноз развития ребенка с РАС составляется с учетом ряда факторов

Факторы зависящие от состояния ребенка:

  • интеллектуальный уровень;
  • наличие речи (отсутствие ее после 5-6 лет неблагоприятный фактор развития ребенка), уровень понимания речи и способность к невербальной коммуникации;
  • время возникновения нарушений: прогноз более благоприятен в случаях поздних нарушений, в отличие от раннего появления РДА (аутизм Каннера).

Факторы, связанные с окружением:

  • ранняя диагностика и оказание медико-психологического сопровождения;
  • качество сопровождения (воспитательное, образовательное, терапевтическое, направленное на развитие коммуникации);
  • качество сотрудничества и поддержки со стороны семьи.

Оказание коррекционной помощи невозможно без точного определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением и использования разнообразных коррекционных подходов.

Дети – аутисты нуждаются в строгом распорядке дня, им нужен учитель, который знает, как быть твердым и мягким одновременно.

Им нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволит ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно (отмена контрольной работы, неожиданная интересная экскурсия и т.д.)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год