Тактика проведения психолого – педагогического обследования ребёнка с ОВЗ. |
Психология | |||
Автор: Габитова Юлия Сергеевна | |||
23.01.2017 21:05 | |||
Тактика проведения психолого – педагогического обследования ребёнка с ОВЗ Для успешности психологического обследования Т.Д. Марцинковская предлагает запомнить несколько основных правил:
Выготский Л.С. рассматривал личность ребенка в развитии и отстаивал динамический подход к изучению развития. Особо он подчеркивал необходимость установления качественных особенностей протекания психических процессов, выявления перспектив развития личности, а также изучения интеллектуального и эмоционально-волевого развития детей в их взаимосвязи. Эти положения стали основой для разработки специальной схемы педологического исследования ребенка, включающей строго определенные этапы.
Важно, чтобы вся история развития и воспитания была причинным жизнеописанием, т.е. центр тяжести должен быть перенесен с внешних событий (когда ребенок начал садиться, говорить и т.д.) на изучение и установление внутренних связей процесса развития. Обязательным моментом на этом этапе исследования является характерологическое изучение семьи, позволяющее выявить факты наследственности в их динамике. Наследственные влияния должны изучаться в единстве со средовыми как структурное целое. Всякий новый этап в развитии ребенка должен быть понят как вытекающий с логической необходимостью из предшествующего этапа. 3. Симптоматология развития — научное констатирование, описание и определение симптомов, позволяющие определить уровень и характер развития, достигнутого ребенком на настоящий момент. Самое важное — выяснение степени выраженности и характера связи данного симптома с остальными и его мотивированности, т.е. места данного симптома внутри целого синдрома. Еще более важно отойти в квалификации фактов и явлений нарушения от житейских наблюдений, случайных названий и обобщений. 4. Педологический диагноз представляет собой вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса. Окончательная оценка состояния развития делается на основе тщательного анализа числа и характера положительных и отрицательных данных, сравнения всей картины поведения ребенка с той или иной возрастной схемой развития. 5. Прогноз — предсказание на основе всех предыдущих этапов исследования пути и характера детского развития. Содержанием прогноза должна быть вся полнота процесса развития, как она отражена в диагнозе, со всей сложностью структуры и динамики личности ребенка. 6. Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение, во имя которого и строится педологическое исследование. Педагогическое назначение должно быть конкретным, содержательным, давать совершенно определенные и ясные указания относительно мероприятий, применяемых к ребенку, и явлений, которые должны быть устранены с помощью этих мероприятий. Получив назначение, педагог должен знать, с чем именно в развитии ребенка ему нужно бороться, какие для этого привлекаются средства, какой от них ожидается эффект. Такие стереотипные формулировки назначений, как индивидуальный подход или вовлечение в коллектив, неэффективны, поскольку не имеют конкретного содержания и не указывают на способ их осуществления. Основываясь на выше сказанном можно составить тактику проведении психологического обследования ребёнка с ОВЗ (по О.Н. Усановой): 1. Предварительный этап — сбор и анализ всестороннего анамнеза. (При анализе этих данных учитываются следующие парметры развития:
2. Первый этап — наблюдение за поведением и деятельностью ребенка. Его задача — отметить состояние отдельных сторон его психической деятельности в целях получения общей характеристики развития. Фиксируются: внешний вид ребенка, его контактность, реакция на ситуацию обследования, направленность интересов и действий, организация внимания и деятельности, осмысленность работы, адекватность оценки своих действий (концентрация, переключаемость, распределение внимания, сопровождение деятельности речью, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость). 3. Второй этап — углубленное изучение психических процессов с помощью психодиагностических и нейропсихологических методик (анализ уровня развития мышления и речи, сенсорно — перцептивных и мнестических процессов, изучение письменной речи, математических умений и навыков.) 4. Третий этап – составление заключения по результатам обследования. Психологическое заключение должно строиться на основе сравнительного анализа полученных результатов по всем разделам обследования. Стандарта в написании заключения нет, но можно говорить о некоторой условной схеме заключения. О.Н. Усанова предлагает составление психологического заключения из трех частей: Первая часть – постановка вопроса исследования (гипотеза). Вторая часть – описательная характеристика результатов исследования в русле выбранного направления. В этой части анализируется организационная и исполнительская сторона психической деятельности ребенка, а также формулируются выводы, полученные в процессе обследования. Должны быть даны ответы на вопросы: 1) соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам; 2) какова структура дефекта развития: какой дефект является первичным, какие вторичные нарушения закономерно возникли и развились как следствие первичного дефекта; 3) какова взаимосвязь высших психических функций ребенка, особенно мышления и речи; 4) каково взаимодействие дефекта развития ребенка и формирование его личности; 5) каков уровень его знаний и практических навыков к моменту обследования; 6) какова обучаемость ребенка? (необходимо привести конкретные примеры, подтверждающие выводы) Третья часть – резюме наиболее важных данных, которые в дальнейшем могут быть положены в формулировку диагноза. Ниже представлена схема психологического заключения, предложенная М. М. и Н. Я. Семаго. А. Общая часть заключения
Б. Специальная часть
Список литературы:
|