«Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)» |
Психология | |||
Автор: Елтышева Наталья Валерьевна | |||
29.10.2017 22:41 | |||
«Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)» Автор: Елтышева Наталья Валерьевна, педагог-психолог ЧДОУ №196 «ОАО РЖД», г.Красноярск. В последнее время значительно увеличивается распространенность расстройств аутистического спектра (РАС), особенно среди детской популяции населения. Дети с РАС нуждаются в специально-организованной помощи различных специалистов, но так же в такой же помощи нуждаются и родители этих детей, которые, столкнувшись в проблемой аутизма – остаются с ней «один на один» и, зачастую, не имеют представления, куда обратиться за разрешением имеющихся проблем. Воспитание и психологический климат в семье играют огромную роль в формировании и развитии коммуникации ребенка. В семье ребенок проходит первичную социализацию, именно в ней идет формирование взаимоотношений ребенка с действительностью, а также его адекватных реакций на различные явления действительности. При этом взаимоотношения родителей и ребенка являются важным источником детского развития, в них формируется активность ребенка, его стремление и умение решать возникающие проблемы. Поэтому изучение детско родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики.
Мною было проведено исследование по определлнию влияния детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, в котором приняли участие 18 детей в возрасте 6-7 лет с клиническим диагнозом детский аутизм без умственной отсталости и их родители. При проведении исследования были использованы такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование родителей, проективные методики для исследования коммуникации у детей: «Нарисуй человека», «HAND – тест» или тест руки, детский тест «Рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга; опросники стиля родительского воспитания АСВ (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), и родительских установок PARI (Е. С. Шафера, Р.К. Белла, в адаптации Т.В. Нещерет) для родителей. В ходе исследования мною были получены следующие результаты: 33 % обследованных родителей детей старшего дошкольного возраста с РАС не допускают нарушения воспитания, а для 66% — характерно нарушние воспитания или тенденция к нарушению воспитательного процесса. Основные нарушения воспитания, допускаемые родителями – это гиперпротекция, то есть повышенный контроль за жизнью ребенка и недостаточность требований-запретов по отношению к ребенку. Причинами возникновения данных нарушений воспитания выявляются такие психологические проблемы родителя, как воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола. Ведущим типом нарушением воспитания в семьях, воспитывающих детей с РАС определяется как «доминирующая гиперпротекция», так и «потворствующая гиперпротекция», то есть чрезмерная сосредоточенность родителей на ребенке, стремление защитить и оградить его, даже если отсутствует реальная опасность, постоянно удерживать возле себя, «привязывать» ребенка к своим чувствам и настроению, обязывать его поступать таким способом, который является самым безопасным для родителей. Сдвиг родительских установок в большей степени касается чрезмерного эмоционального контакта с ребенком, то есть родители стремятся к усиленному побуждению словесных проявлений и вербализации ребенка, чрезмерному развитию его активности, к уравнительным отношениям между родителем и ребенком. А если это все сочетается и с зависимостью и несостоятельностью матери, то нарушение воспитания имеет большую выраженность. Особенности развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с РАС при гармоничном типе воспитательного процесса, характеризуются: достаточным уровнем сформированности как вербальной, так и невербальной коммуникации; более высоким уровнем сформированности базовых коммуникативных функций; несколько лучшей способностью к про социальному поведению; способностью к диалоговым навыкам, в том числе к социальному диалогу. При гармоничном типе воспитания для коммуникации детей младшего школьного возраста с РАС характерно: менее выраженное ощущение беспокойства, тревоги при контактах с окружением; чаще «положительный» опыт коммуникации; возникновение потребности в общении. Так же при гармоничном типе воспитания для детей младшего школьного возраста с РАС характерны благополучная личностная и социальная адаптация. Таким образом, родители, воспитывающие детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра нуждаются в специально организованной коррекционной помощи, направленной на развитие родительских компетенций для оптимизации и гармонизации процесса воспитания, что будет способствовать улучшению коммуникативного развития ребенка с РАС.
|