Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога |
Психология | |||
Автор: Мясникова Лидия Николаевна | |||
25.06.2017 17:46 | |||
Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога Профессиональная компетентность педагога определяется сложным комплексом умений – он должен в совершенстве владеть своим предметом и совершенствовать свои знания и умения на уровне последних научных достижений. В связи с теми радикальными изменениями, которые происходят в сфере образования, компетентностный подход признан наиболее популярным. Однако до сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Ученые рассматривают данные понятия с разных позиций: «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; а «компетенция» приобретает значение «знаю как» в отличие от ранее принятого в педагогике ориентира «знаю что». Кроме того, компетентность раскрывают как личностную основу для реализации коммуникативных, конструктивных, организаторских умений; как совокупность качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (И. А. Зимняя, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.).
Особенность компетентности, как результата образования состоит в том, что в сравнении с другими результатами образования она является интегрированным результатом; позволяет решать целый класс задач; существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания); совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями – через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения); проявляется осознанно (в отличие от навыка). Отметим, что компетентностный подход акцентирует внимание исследователей на том, что профессионалу необходимо не только располагать знаниями как таковыми, но и обладать определенными личностными характеристиками – компетенциями. С этой позиции профессиональная подготовка педагога должна быть практико-ориентированной, должна преобладать практическая составляющая способности применять полученные в процессе обучения знания в непосредственной профессиональной деятельности. Только в этом случае можно говорить о сформированности профессиональной компетентности и, как следствие, о качестве профессиональной подготовки, которая будет зависеть от уровня компетентности. Компетентность может быть представлена в виде трех составляющих:
Профессиональная компетентность – это единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности для формирования личности учащегося. Профессиональная компетентность педагога может быть представлена в виде совокупности компетенций.
Профессиональная компетентность педагога определяется сложным комплексом умений – он должен в совершенстве владеть своим предметом и совершенствовать свои знания и умения на уровне последних научных достижений. Высококомпетентный педагог — это педагог с особым видом мировоззрения, способный конструировать прогностические модели поведения, умеющий принимать и ассимилировать требования современной социальной реальности, а также рефлексировать развитие социальной действительности. Психологическая компетентность преподавателя заключается в умении осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знать способы профессионального самосовершенствования, уметь видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желать самосовершенствования. Список используемой литературы
|