Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с заниженной самооценкой средствами сказкотерапии. «Я в лучах солнца» |
Психология | |||
Автор: Васильева Галина Валерьевна | |||
07.06.2017 23:38 | |||
Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с заниженной самооценкой средствами сказкотерапии. «Я в лучах солнца» Разработала: Педагог- психолог первой квалификационной категории, Васильева Галина Валерьевна Пояснительная записка Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе на основе сформированного представления окружающих. В качестве основного критерия оценивания выступает система личных ценностей. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач индивидуального выбора в различных ситуациях, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки сверстников, родителей и педагогов.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Его самооценка позволяет осуществлять личностный рост. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость становятся их постоянными спутниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Их ранят насмешки и сравнения со сверстниками. Очень часто заниженная самооценка формируется в семье как результат выбранного стиля воспитания ребёнка родителями. Это может быть гиперопека, когда ребёнок лишается всякой самостоятельности и инициативы. Он воспитывается по принципу «Ты ещё маленький, тебе рано. Я лучше знаю, как будет лучше». В таком случае у ребёнка не формируется желание взрослеть. За ним закрепляется выражение «Маменькин сыночек». Другой сценарий – авторитарный подход в воспитании личности. В данном случае любое проявление своеволия малыша наказывается. От него ждут беспрекословного послушания. В него вселяют веру, что он ничего и никогда не сможет. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально — психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей дошкольного возраста. В программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, избрана сказкотерапия. Сказка близка детям по духу. Волшебный мир помогает постигать премудрости, преодолевать препятствия, проявлять лучшие качества своего характера, а главное, подражая действиям положительных героев, верить в себя. Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения:
Цель коррекционной программы — формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии. Задачами программы являются:
Предполагаемый результат: Дети должны научиться
Структура занятий Каждое занятие строится по следующим блокам: ознакомительно-организационный блок: настройка детей на занятие; коррекционно-развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка; аналитико-рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу. Занятия проводятся два раза в неделю по 20 -25 минут в группах по 8 человек. Тематический план занятий Название темы Часы 1. Давай познакомимся. Диагностика. 2 Установление межличностных контактов между участниками группы. Выработка правил группы. 2. Мир эмоций. (Снятие эмоционального напряжения) 2 3. Научись любить себя. 2 (Формирование позитивного отношения к себе) 4. Все в моих силах. (Актуализация потенциала ребенка) 4 5. Вместе тесно, а врозь скучно. 6 (Обучение методам социально-приемлемого выражения негативных эмоций, техникам конструктивного разрешения конфликтов). 6. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. 2 (Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со сверстниками, так и со взрослыми). 7. Праздник. Заключительное занятие — рефлексия. 2 Содержание коррекционной программы Тема 1 Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей. Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», «Два дома», «Золотая рыбка». Игры на знакомство и положительного отношения друг к другу. ( «Ручеёк», «Шустрики-мямлики»). Введение в сказкотерапию. (Викторина по сказкам. Оценка личности героев сказки) Материалы и оборудование: куклы сказочных героев, музыкальное сопровождение, бумага и карандаши. Рефлексия. «Свет в твоём окне». (Каждый ребёнок рисует свой многоэтажный дом. По итогам каждого занятия закрашивает окно зелёным, жёлтым или красным цветом в зависимости от полученного настроения и знаний). В конце курса можно проследить динамику. Тема 2 Цель: Снятие эмоционального напряжения. Методы: Социально — психологические игры, прослушивание отрывков сказок с участием отрицательных героев, беседа о страхах и недостатках (лень, зависть, жадность, глупость), рисунок «Мой любимый герой в сказке», «Герой без моей симпатии». Материалы и оборудование: карточки с изображением отрицательных героев, карточки с изображением разных эмоций, записи отрывков сказок ( «Три поросёнка», «Лиса и заяц», «Вершки и корешки», «Волк и лиса») Тема 3 Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка. Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», «Заяц-хваста», рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально-психологические игры. Психогимнастика «Солнечный зайчик» Материалы и оборудование: текст сказки, магнитофон и кассета с музыкой для релаксации. Мешок для игры «Я хороший – я плохой», жетоны. Тема 4 Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств, формирование положительных поведенческих реакций. Методы: чтение сказок ( «Дюймовочка», «Гуси-Лебеди», «Маша и медведь»), социально — психологические игры ( «Мышеловка», «Голова дракона», «Вороны и воробьи» «Соломинка»), беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка». Игра «Неоконченные предложения» Материалы и оборудование: тексты сказок, серединки и лепестки «цветика-семицветика» для игры «Скажите мне хорошее», бумага и карандаши, одеяло. Тема 5 Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в группе. Методы: чтение сказки, социально — психологические игры, беседа. Моделирование ситуаций ( «Ты меня обидел», «Ты меня толкнул», «Ты взял моё») Материалы и оборудование: текст сказки ( «Теремок», «Зимовье зверей») небольшие подушки для петушиных боёв. Тема 6 Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми. Методы: чтение сказки ( «Рукавичка», «Про Чебурашку», «Красная шапочка») социально — психологические игры ( «Рукавички», «Царь зверей», «Капитаны»), беседа. Материалы и оборудование: текст сказки, рукавички из бумаги, магнитофон, кассета с веселыми детскими мелодиями. Тема 7 Цель: подвести итог всей проделанной работе. Методики: праздник, беседа, социально — психологическая игра «Чемодан», диагностика самооценки «Лесенка», «Я и мои друзья» Материалы и оборудование: бланки для диагностики, рисунки чемоданов для игры «Чему я научился» Организуется чаепитие и сладкий стол. Руководитель поощряет свободное общение детей, обмен мнениями о прошедших занятиях, о некоторых моментах занятий. Литература
|