Детский аутизм. Обобщение опыта коррекционно — развивающей работы |
Психология | |||
Автор: Богомолов Павел Александрович | |||
05.06.2017 15:17 | |||
Детский аутизм. Обобщение опыта коррекционно — развивающей работы В последние десятилетия усилилось внимание к детям с нарушениями в развитии. Аутизм несомненно занимает одну из самых заметных позиций в списке патологий детского возраста. Ребёнок с таким отклонением в развитии разительно отличается от своих сверстников, как особенностью восприятия мира, так и поведением. Окружающим очень нелегко контактировать с ними, проблемы неизбежны как в окружающем социуме, так и в семье, в которой такой ребенок родился. В настоящее время в Российской Федерации, как и во всём мире, складывается система помощи детям, подросткам и юношам с синдромом раннего детского аутизма. Вместе с тем данное нарушение развития ещё очень мало изучено, а количество детей с диагнозом «аутизм» по статистическим данным увеличивается с каждым годом. Соответственно можно сделать вывод, что всестороннее изучение темы «аутичного ребёнка» имеет огромное значение для социализации таких детей.
Основными задачами такой работы должны являться углублённое изучение проблемы детского аутизма, формирование понимания общих закономерностей, связанных с данным отклонением и на основе этого разработка и последующее внедрение эффективных коррекционных программ обучения и развития. Глава 1: Теоретический обзор 1. 1 Понятие Аутизм. Причины возникновения Аутичность (от греческого — "сам") — обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером в 1911 году, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств. Впервые о раннем детском аутизме заговорили в 1943 году. Именно тогда американский детский психиатр Лео Каннер ввел термин «ранний детский аутизм» и дал его клиническое описание. Это заболевание и по сегодняшний день называют синдромом Каннера (Баенская Е. Р, 1995). В настоящее время специалисты не говорят об аутизме как о единой патологии. Считается, что существуют расстройства аутистического спектра, подвиды аутизма, с гетерогенной природой заболевания. Точные причины возникновения РДА до настоящего времени неизвестны. На этот счёт существуют различные мнения. По одному из них аутизм вызывается повреждениями головного мозга, как врожденного, так и приобретенного характера, что способствует нарушению процессов созревания отдельных структур и функций мозга (Исаев Д. Н, 2006). Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны. Единственное, что можно утверждать, что скорее всего наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет — во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, скорее, являются не причиной, а условиями развития аутизма. (Баенская Е. Р, 1995). 1. 2 Основные особенности и проявления Наиболее ярко выраженные симптомы аутизма у ребенка — замкнутость, бедность выражения эмоций, отсутствие интереса к окружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы. Некоторые мамы, характеризуя таких детей, говорят: «Они словно живут под стеклянным колпаком». Такие дети не идут на контакт с окружающими, относятся к близким как к неодушевленным предметам, отвергают оказываемую им нежность или вообще на нее не реагируют. Ребенок, страдающий аутизмом, не способен играть с другими детьми, с трудом усваивает речь (если вообще усваивает). Он часто повторяет одни и те же слова, даже несмотря на умение говорить. Кроме того, ребенок необычно воспринимает самого себя. Он не может идентифицировать собственное «я», иногда с какой-либо частью тела ведет себя так, словно она ему не принадлежит. Другие симптомы аутизма: с одной стороны — неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов), с другой — отсутствие чувства реальной опасности. Нередко у аутичных детей наблюдается беспричинный смех, плач или приступы злости (Баенская Е. Р, 1995). Существует 3 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени:
Следует так же отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи (Исаев Д. Н, 2006). Нарушение социального поведения проявляется следующими признаками:
Нарушение коммуникации проявляется следующими признаками:
А так же слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации, отсутствует реакция на собственное имя, не наступает или задерживается «возраст вопросов». Дети с аутизмом, в отличие от обычных детей, не пристают к родителям с сотнями вопросов об окружающем мире. Если этот период все же наступает, то вопросы очень однообразны и не несут практического значения. Стереотипное поведение проявляется следующими признаками:
Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и само агрессии. Аутичные дети испытывают огромное удовольствие при однообразном говорении одних и тех же ритмичных движений, поэтому часто проявляют необыкновенную музыкальную одаренность. Кроме того, в них возможен интерес и способность к очень специфическим вещам, например, нередко такой ребенок с легкостью заучивает наизусть несколько страниц из телефонной книги, и вместе с тем он не может поддержать обыкновенный разговор о погоде или других повседневных вещах (Лебединская К. С, Никольская О. С.1991). Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего (Исаев Д. Н, 2006). 1. 3 Восприятие окружающего мира ребёнком с аутизмом Принято полагать, что восприятие аутичного ребёнка характеризуется следующим образом:
Донна Уильямс сама, имея диагноз аутизм, в своей книге «НИКТО НИГДЕ» дала возможность обычному человеку почувствовать, что переживают люди с аутизмом, позволила ощутить их потерянность в мире «нормальных отношений». Основное её послание специалистам: «Не думайте, что аутичных детей можно просто научить правильно вести себя, у них есть основания вести себя плохо, и, продвигаясь в социализации, важно учитывать эти основания и искать компромисса». «Ничего я так не боялась, как близости, вовлеченности, навязывания мне чужих чувств, хлопот и сюсюканья надо мной. Пытаясь жить согласно чужим ожиданиям, я лишь еще острее ощущала свою безнадежную неадекватность» (Уильямс Д, 2013). 1. 4 Основные направления коррекционного воздействия Основной целью является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию (Гилберт К., Питере Т, 2002). При создании коррекционных программ целесообразно придерживаться следующих принципов:
Приоритетным для детей с проявлениями аутизма являются следующие направления:
У детей с расстройством аутистического спектра из-за неверной переработки сенсорной информации наблюдаются нарушения в сфере восприятия. Эти проблемы могут касаться как одного из анализаторов, так и их совокупности: слуха, зрения, осязания или обоняния. Поэтому необходимо проводить работу по развитию восприятия и формированию сенсомоторной деятельности, адекватному использованию сенсорных анализаторов, а так же развитию образного мышления. Коррекция эмоциональной сферы включает в себя в первую очередь обучение правильному распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства, при этом важно максимально ограничить влияние эмоционально-травмирующих ситуаций. Немаловажным является удовлетворение потребности ребёнка в двигательной активности и развитие компонентов общей и мелкой моторики. Следует помнить о стимулирующей окружающей среде, поскольку только при наличии стимулирующей предметно-указательной и социальной среды возможно позитивное развитие ребенка. Существенную помощь в деле социализации ребенка с аутизмом, уменьшение его тревожности и упорядочивании поведения окажет формирование навыков самоорганизации. Этому способствует наличие четкого расписания или распорядка дня, когда события заранее предсказуемы. Важным этапом в коррекционно-развивающей работе является организация интегрированных занятий, введение аутичного ребенка в среду здоровых сверстников. При этом следует помнить, что дети с аутизмом затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства (Гилберт К., Питере Т, 2002). Глава 2: Методика работы 2. 1 Организационные условия Занятия проводятся в отдельном специально оборудованном кабинете, согласованно с расписанием занятий других педагогов учреждения. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
Психолого-педагогические условия – занятия проходят индивидуально и в малых группах с учётом сложностей в развитии детей, количество в подгруппах варьируется от 2 до 4. Процесс составления психокоррекционной программы является комплексным и должен учитывать медицинские рекомендации, а так же рекомендации воспитателей группы. Используются сенситивные периоды в развитии детей и учитываются особенности в развитии каждого отдельного ребёнка группы. Представленная целевая группа: дети с аутизмом 7-9 лет Длительность занятий: 20-30 минут Нет Навык не сформирован 2. 4 Описание коррекционной работы Основным направлением моей работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, является развитие коммуникативной сферы. Исходя из опыта работы в данном направлении, я преимущественно использую «метод опосредованного взаимодействия». Ребёнку с аутизмом, из-за повышенной сенсорной чувствительности, крайне сложно взаимодействовать с окружающими напрямую. Исходя из этого, в своей работе я выделил следующие этапы работы в развитии коммуникативной сферы:
Следует помнить, что у ребёнка с аутизмом полноценный контакт с окружающим социумом (как со взрослыми, так и со сверстниками) в большинстве случаев так и не наступает. Соответственно так называемое «опосредованное взаимодействие» должно проходить через все этапы коррекционного воздействия. Из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми-аутистами я использую:
Результаты обследования социально значимых навыков на данный момент: Заключение Как видно из данной работы, коррекционная работа с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, хотя и длительна по времени, но всё же имеет положительную динамику. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного подхода к решению педагогических проблем и индивидуального подхода на ранних этапах коррекционного воздействия. В заключении хотелось бы процитировать слова упоминаемой ранее Донны Уильямс: «Спасти чужую душу невозможно, как бы нам этого ни хотелось. Можно лишь вдохновить другого сражаться за свое спасение. Тех, кто старается помогать таким людям, как я, хочу уверить, что их усилия не бесполезны. Косвенная или отстраненная реакция — совсем не то же, что равнодушие» (Уильямс Д, 2013). Список литературы
|