Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности. |
Психология | |||
Автор: Тихомирова Татьяна Леонидовна | |||
03.05.2016 22:20 | |||
Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности. Психолого-педагогическое сопровождение — это целостная, cистемно — организованная деятельность, в процессе которой создаются социально – психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде. Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
Общими Задачами психолого – педагогического сопровождения являются:
Все дети проходят определенные стадии развития. Но темп их прохождения у каждого ребенка строго индивидуален. Индивидуальные различия у детей одного возраста неизбежны. Каждый р-к развивается и растет по своему, у него особый темперамент, стиль восприятия и своя семья. Эти индивидуальные различия необходимо учитывать при организации педагогического процесса, ориентированного на ребенка, чтобы выявить степень развития детей по всем видам деятельности. С этой целью в начале учебного года проводится мониторинг развития детей. Основная задача: выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка по всем образовательным областям и намечать при необходимости индивидуальные маршруты по дальнейшему сопровождению для максимального раскрытия потенциала детской личности. После проделанной диагностической работы начинает свою работу медико-психолого-педагогический консилиум. который представляют психолог, логопед воспитатели, руководители музыкального и физического развития Педагоги и специалисты анализируют результаты обследования, определяют дальнейшую стратегию в работе с детьми, родителями, педагогами. Составляется план комплексной помощи на каждого ребенка, определяется последовательность действий и уточняются сроки исполнения. Составляется перспективный план общих коррекционных мероприятий и график работы каждого специалиста. Неотъемлемой частью сопровождения является развивающая среда. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, помогая индивидуально познавать окружающий мир и возможность заниматься самостоятельной деятельностью. Необходимо, чтобы среда была содержательно — насыщена, трансформируема, вариативна, соответствовала возрасту детей и содержанию программы. Непосредственно образовательная деятельность тоже часть психолого – педагогического сопровождения. Она осуществляется по направлениям развития д-й (физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому, и художественно – эстетическому). Отличительной особенностью НОД в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач стоят и специальные коррекционно — логопедические задачи непосредственно связанные с темой НОД. В НОД используются следующие общепедагогические технологии: развивающее обучение, которое включает в себя — игровое обучение, проблемное, дидактическую, личностно-ориентированный подход,, метод проектов, технологию интегрированного обучения, технологии индивидуального обучения. Разрабатываются комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС, практически по всем образовательным темам и подбираются дидактические материалы по изучаемым темам, включая разнообразные задания на профилактику и коррекцию речи. Индивидуальная и самостоятельная деятельность составляют существенную часть в течении целого дня во всех режимных моментах. Они направлены на коррекцию индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников создающие определенные трудности в овладении программы. Чтобы не разрушить способность к самостоятельному творческому поиску работа должна вестись в форме свободных игр. В качестве развивающей процедуры детям может быть предложена работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики — рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, пазлов). В играх дети постигают социальные отношения, проигрывают непонятные и проблемные ситуации, выражают собственные реакции на все, что особенно затронуло ребенка, поразило его, заставило размышлять. Следующим шагом сопровождения является тесное взаимодействие с семьями воспитанников, так как это одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Привлечение родителей к различным видам деятельности, к управлению образовательным процессом. Для привлечения родителей к управлению воспитательно — образовательным процессом используются:
Таким образом, психолого – педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно – развивающей работой с детьми, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи каждому ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.
|