Эффективные способы активизации умственного развития дошкольников. Из опыта работы. |
Психология | |||
Автор: Новопавловская Юлия Александровна, Кувшинова Валентина Алексеевна | |||
21.03.2016 19:01 | |||
Эффективные способы активизации умственного развития дошкольников. Из опыта работы воспитатель: Кувшинова Валентина Алексеевна педагог-психолог: Новопавловская Юлия Александровна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11» г. Мичуринск, Тамбовская обл. Детский сад – это первая и значимая ступень системы образования. Весь путь дошкольного детства, который проходит ребенок в стенах этого учреждения, является дорогой его развития и подготовкой для последующего поступления в школу. Понятие «школьная зрелость» включает в себя множество компонентов. Это умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, контролировать поведение, уметь слышать педагога и выполнять его требования и многое другое. Но, пожалуй, самое главное – у ребенка должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения учебными действиями.
Известно, что сниженный уровень умственного развития влияет не только на успешность в освоении образовательных программ, но и воздействует на личностное развитие ребенка, на весь комплекс его личностных характеристик – самооценку, уровень тревожности, волевые особенности, черты характера, социальный статус в группе, межличностные отношения. Все это делает понятным, почему в педагогической практике важно развивать внимание, память, мышление, воображение, ведь по уровню сформированности этих познавательных процессов судят об умственном развитии ребенка. И начинать следует как можно раньше. Именно дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития. Очевиден факт, что у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание, ребенок не может еще управлять им и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Но уже к началу школьного обучения картина должна быть иной. Безусловно, все свойства внимания (объем, концентрация, распределение, устойчивость) развиваются в результате упражнений. Еще одна важная функция, определяющая умственное развитие – это память. Она лежит в основе способностей ребенка, являясь условием успешности в плане приобретения знаний и умений. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение информации и ее воспроизведение, неразрывно связаны с мыслительной деятельностью. Мышление — это главный инструмент познания. Умственные способности человека обычно характеризуются такими качествами ума, как сообразительность, способность оценивать и анализировать факты и явления, пытливость, вдумчивость. Поэтому воспитателю в детском саду необходимо так организовать деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих параметров. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, то есть все то, чем обычно занимается в детском саду ребенок, конечно, развивают у него мыслительные операции. Но практика показывает, что наряду с традиционными способами, предусмотренными общеобразовательной программой ДОУ, целесообразно использовать специальные упражнения и методики, которые позволяют значительно улучшить показатели умственного развития. Принимая во внимание исследования отечественных и зарубежных ученых о том, что существует связь между физическим развитием ребенка и развитием интеллекта, определяющая роль в вопросе активизации умственного потенциала была отдана именно этому направлению. Широкие возможности в данном аспекте предоставляют техники, содержащие элементы кинезиологии. Кинезиология – это целостный подход балансирования движений и взаимодействия человеческих энергетических систем. Нами были отобраны и детально изучены определенные методики, позволяющие в основном с помощью двигательных манипуляций мягко и непринужденно влиять на формирование у детей усидчивости, активизацию характеристик памяти, улучшение мыслительной деятельности и оптимизацию эмоционального состояния. Уже на протяжении нескольких лет ведется активная практическая работа в данном направлении. Дети с большим удовольствием выполняют упражнения, включенные в содержание занятий по различным образовательным областям. Мы называем их гимнастикой для ума. Например, упражнение «Мельница и прыжки с поворотом». Выполняется оно так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно. Дети поворачиваются во все стороны, вращая глазами вправо, влево, вверх, вниз. Так оба полушария мозга работают одновременно, что позволяет активизировать мыслительные процессы. Или совершенно несложное упражнение «Рисуем восьмерку». Вместе с детьми три раза каждой рукой необходимо нарисовать в воздухе воображаемую цифру восемь, затем столько же раз обеими руками вместе. Также чрезвычайно полезно упражнение «Симметричные каракули», когда ребенок одновременно создает графические образы правой и левой рукой. Одним из самых любимых упражнений, которое дети выполняют с большим удовольствием, является «велосипед». Мы ложимся на пол на спину и совершаем движения ногами так, как будто крутим педали велосипеда, касаясь при этом локтем противоположного колена. Также эффективно упражнение «Вертушка». Оно помогает снять напряжение, которое возникает, когда мы долго сидим на одном месте и не двигаемся. Вместе с детьми садимся на пол, опираясь на руки сзади и, приподняв ноги, начинаем крутиться вокруг своей оси. Следующее упражнение «Кобра». Это упражнение помогает нам расслабиться после напряженного рабочего дня. Ребятам дается инструкция представить себя змеёй и совершить следующие движения: лежа на животе, медленно поднять голову вверх и прогнуть спину, ноги и бедра при этом должны быть неподвижными и расслабленными. Также чрезвычайно полезно дыхательное упражнение «Дышим животом». Кладем руку на живот, очень медленно выдыхаем воздух. Затем глубоко и также медленно вдыхаем: живот постепенно надувается, как воздушный шарик. При вдохе рука поднимается и при выдохе опускается и т.п. Используемые техники прекрасно подходят как в качестве физкультминуток в моменты смены одной образовательной деятельности на другую, так и в виде утренней гимнастики, что позволяет активизировать ресурсы для последующей плодотворной деятельности в течение дня. Важно отметить, что результаты радуют и нас, педагогов и родителей. Дети намного легче усваивают материал, заметно улучшаются показатели развития внимания и памяти, снижается утомляемость, возрастает активность. Подобные выводы позволяют сделать и данные психодиагностик, и обычное наблюдение за детской деятельностью. Разнообразнее становятся сюжеты ролевых игр, ребята охотнее включаются в общение, у них лучше получается выдумывать и фантазировать, воспринимать словесные инструкции и следовать им. Следовательно, можно сказать, что работа в данном направлении является одним из эффективных способов активизации умственного развития и формирования психических функций. Ребенок удивительно гибок и восприимчив, и следует отчетливо понимать, что ход процесса развития зависит не только от воли случая, а преимущественно от направленных усилий любящих и понимающих взрослых. Надо только не лениться сажать семена в благодатную почву! Литература:
|