Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ |
Психология | |||
Автор: Кравцова Александра Александровна | |||
29.01.2016 23:11 | |||
Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ диагностика- профилактика- коррекция- прогноз Опираясь на новые требования ФГОС дошкольные учреждения должны из своих стен выпускать по новому подготовленного ребенка, т.е. ориентация должна быть на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Должен действовать принцип формирующего обучения.
Учитывая это, работа педагога психолога должна измениться, меняются походы и мишени работы специалиста. По данным исследования психологов школ, центров детской нейропсихологии была выявлена большая категория детей имеющая признаки минимально мозговой дисфункции. Наиболее выражены были показатели снижение и неустойчивости умственной работоспособности (истощаемости), флуктуации внимания, регуляторных функций (трудности серийных организаций и избирательности движений), слабости мнестической деятельности и другой недостаточностью ВПФ. Самый пик проявления неблагоприятных особенностей развития ребенка (как психофизиологического так и социального) приходится на конец дошкольного – начало школьного возраста. Что выражается в неготовности ребенка к школьному обучению. В связи с этим целесообразно изменить центральную задачу работы педагога – психолога с детьми. Правильным будет, выявление специалистом дефицитарной психической функции на разных этапах онтогенеза, выявлять наиболее зрелые функции головного мозга и через них осуществлять развитие компенсаторных механизмов, а так же исследовать динамику развития высших психических процессов, разрабатывать индивидуальные методы комплексной профилактики и коррекции не успешности детей. Возвращаясь к истоком проблемы школьной не успешности современных детей, не лишнем будет обратиться к Луриевской концепция о трех функциональных блоках мозга (А. Р. Лурия, 1973а) говорит о том, что в основе не успешности детей в старшем дошкольном и младшем школьном периоде могут лежать как когнитивные, моторные и регуляторные функциональные недоразвития. (А. Р. Лурия, 1950, 1956, 1958; В.И. Лубовский, 1978). А.Р. Лурия выделяет три функциональных блока мозга. Блок энергетический, его функция состоит в регуляции общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций. Второй блок приема, переработки и хранения информации. Третий блок программирования, регуляции контроля за протеканием сознательной психической деятельности. Каждая отдельно взятая психическая функция обеспечивается согласованной работой всех трёх блоков, при нормальном развитии. Основываясь на этом можно выделить основные мишени профилактической и коррекционной работы в ДОУ, которая является формирование у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий и которую в свою очередь целесообразно разделить эти три направления. Развитие и коррекция: моторики, когнитивной сферы, регуляторных функций (развитие вербальной регуляции произвольного Действия (А. Р. Лурия, 1950, 1956, 1958; В.И. Лубовский, 1978). В основе коррекционный — развивающей работе был взят метод замещающего онтогенеза (МЗО) — нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика- профилактика- коррекция- абилитация- прогноз) психолого- педагогического сопровождения детей с различными типами развития. Основная цель метода — развитие мозгового (нейропсихосаматического) обеспечения психического онтогенеза. Механизмы воздействия МЗО идентичны базовым составляющим нормативного онтогенеза во всем многообразии его системно- динамических психологических возрастных перестроек. Данный подход к диагностики, коррекции, абилитации, профилактике и прогнозу процессов развития методически опирается на базовые постулаты клинико- эволюционной системной парадигмы (Х. Джексон, К.Г. Юнг, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.К. Анохин, Л.А. Орбели, Н.А Бернштейн, А.С. Шмарьян, Л.О. Бадалян, В.П. Самохвалов и др); нейропсихологические законы строения, развития и реабилитации мозговой организации ВПФ А.Р. Лурия — Л.С. Цветкова и Э.Г. Симерницкой; научно- практические технологии телесно-ориентированной психотерапии (В. Райх, А.Лоуэн, Д. Боаделла и др). Базовые принципы данного подхода включают в себя принцип синдромного диагностико- коррекционного подхода ко всем онтогенетическим факторам; принцип формирующего обучения, которое рассматривается не только как основной путь создания новых функциональных систем, но и как инструмент, способ растормаживания не актуализировавшихся (по разным причинам), но продуктивных и адаптивных старых; принцип изменения мозговой организации и соответственно психологической структуры ВПФ в онтогенезе: этапности, динамики; принципиальной нестираемости следов памяти, ее непрерывно-сти. Для диагностики применяется системный анализ нарушений (дефецитарности) высших психических функций (ВПФ) у детей с целью решения следующих задач.
При обследовании детей̆, дошкольного возраста, проводится тщательный̆ отбор диагностического материала по следующим критериям:
Выбранные наиболее информативные и время сберегающие методы обеспечивают компактность методики. Проблема нормативов в детской нейропсихологии очень сложна, так как психические процессы и мозг ребенка находятся в состоянии развития, которое, характеризуется неравномерностью, индивидуальным темпом и гетерохронией. Каждый год жизни ребенка может давать как количественные, так и качественные сдвиги в характеристиках психического функционирования, «качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ее ведущий тип; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания и личности» (Т. И. Алиева и др., 2001, с. 6) Таким образом, нейропсихологическое обследование детей c 4 лет может включать в себя следующее:
Сама коррекционно- развивающая работа с детьми может проводиться как в мини групповой, так и в индивидуальной форме. Занятие с детьми должны содержать в себе обязательные задания из каждого блока. Опираясь на средний возрастной диапазон концентрации внимания у детей на одном виде деятельности, упражнения и задания должны подбираться наиболее информативные и время сберегающие, тем самым обеспечена глубина и компактность занятий. Игровая форма занятий компенсирует дефицит игровой деятельности детей. Общий алгоритм коррекционной и профилактической работы с детьми. Необходимо учитывать физеологические особенности любого возраста, в частности удержание внимания на пассивном виде деятельности, это необходимо для правильной постановки динамической паузы. Время занятий 15-25 минут (в зависимости от возраста детей). Ввод в занятие. Дыхательные упражнения на соморегуляцию, это позволит детям снять излишнее возбуждение и повысить концентрацию внимания, это занимает около 3-5 минут. Сюда может входить дыхательная гимнастика по Стребелевой. I. Задания на развития когнитивной сферы занимают 5-10 минут. Развитие высших психических процессов т.е памяти, мышления и внимания могут проводиться в устной — диалогово- игровой форме или письменной с индивидуальным раздаточным материалом. Задания могут быть индивидуальные, в диадах или под групповые. II. Упражнения на развитие моторики и сенсорного восприятия. Сюда входят пальчиковые игры соответствующие возрасту и подразумевающие развитие не только моторики, но и развитие межполушарного взаимодействия, внимания, активизации и пополнения активного и пассивного словаря ребенка. Задания на зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Упражнения делаются в течение 10 минут. III. Двигательные упражнения на саморегуляцию. Список использованной литературы.
|