Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Я ль на свете всех милее…» |
Психология | |||
Автор: Азизова Гульнар Ильдаровна | |||
10.11.2015 07:46 | |||
Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Я ль на свете всех милее…» Цель: Эмоциональное благополучие педагогов в образовательной среде. Задачи: Активизация процесса самопознания и взаимопознания у педагогов; Создание условий для групповой сплоченности; Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний; Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности; Снятие эмоционального напряжения; Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива. План тренинга:
Оборудование: Мультимедиа проектор, презентация, магнитофон, фонограмма со звуками водопада, запись песни, распечатанные буклеты, листы бумаги, урна, шкатулка, шарики на всех участников. Участники: педагогический коллектив ДОУ. Время проведения: 30мин Здравствуйте, коллеги. Я рада, что мы смогли все встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и узнать что-то о себе и о коллегах. Тема нашего тренинга называется «Я ль на свете всех милее…» и направлен он на профилактику эмоционального выгорания педагогов. Информационная часть. Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому — работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения — синдрому эмоционального выгорания. Умение владеть собой, держать себя в руках — один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье. Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме, они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить и восстановить. Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы в течение каждого дня, недели, месяца, целого года, а значит, продлить срок своей успешной жизни. В настоящее время, в процессе профессиональной деятельности в ДОУ мы довольно часто сталкиваемся со случаями эмоционального выгорания педагогов. И для этого, мы проводим наш сегодняшний тренинг. Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома «выгорания»? Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят: предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства; недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное; невозможность влиять на принятие важных решений; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым); работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением); отсутствие каких – либо интересов вне работы; переживание несправедливости; неудовлетворенность работой.
Сегодня я предлагаю выполнить игры и упражнения, которые помогут нам снять напряжение, расслабится. 1. Упражнение «Представление себя» Правило: Каждый из вас выберет себе имя прилагательное, характеризующее вас положительно и назовёт свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Ответственная Ольга). Очень важно видеть в себе положительные стороны, а так же уметь говорить о них. Я очень рада, что вы нашли в себе эти стороны. 2. Упражнение «Шарик» (работа с гневом). Цель: помочь осознать, как можно контролировать гнев. Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался. Представьте себе, что шарик — это ваше тело, а воздух внутри шарика — это ваш гнев или злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.) Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.) Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь. Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники выполняют задание.) Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается) А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.) Так и человек должен учиться управлять своим гневом для того чтобы не навредить окружающим людям и себе. А теперь давайте попробуем, научиться управлять гневом, и для этого выполним одно из многих упражнений. 3. Упражнение «Дыхание» Цель: расслабление организма. Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре — на задержку дыхания, четыре — на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь. 4. Упражнение «Мне обидно, когда...» Цель: избавиться от внутренних обид. Участники пишут на листочках фразу, начинающуюся словами: «мне обидно, когда...» и заканчивают предложение, обозначая свою обиду. Затем каждый участник, по кругу, проговаривает свою обиду. Далее участникам предлагается изобразить обиду. Каждый участник по кругу говорит «моя обида похожа на...» и изображает. Предлагается скомкать листочки с предложениями «мне обидно, когда..», и выбросить в мусорное ведро со словами «Эта обида мне больше не нужна! Эта темнейшая мысль мне больше не нужна». 5. Упражнение «Похвалилки» Цель: улучшение эмоционального состояния. Инструкция: Стоя перед зеркалом повторять: «Меня замечают, любят и высоко ценят», «Я самая обаятельная и привлекательная», «Все идет хорошо», «В моей жизни случается только хорошее». 6. Упражнение «Удовольствие» Цель: систематизировать знания об удовольствиях как ресурсе расслабления. Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил. 7. Таблица психосоматических проявлений «Помоги себе сам» Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям. Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи — аффирмации (позитивные утверждения):
|