Презентация "Сказкотерапия" |
Психология | |||
Автор: Бражицкая Анна Антоновна | |||
03.11.2015 07:47 | |||
Презентация "Сказкотерапия" Воспитатель: БРАЖИЦКАЯ А.А. МБУ д/сад № 43 «Гнёздышко» г.о. ТольяттиВоспитатель: А.А. БРАЖИЦКАЯ У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости, и дара воображения, и предвидения. С.Я. МАРШАК Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинства сказок заключаются в следующем:
Отсутствие в сказках дидактики, нравоучения. Неопределенность места действия и главного героя. Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка. Победа Добра. Психологическая защищенность. Наличие Тайны Волшебства. Общие закономерности работы со сказочным материалом:
Что такое сказкотерапия? Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, для расширение сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром. Основной принцип метода - духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Забота о Душе (в переводе греческого) – и есть терапия. Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: 1. Дидактические (в форме учебного задания).2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки) народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)сказки о животных;бытовые сказки;страшные сказки;волшебные сказки. Цель сказкотерапии: - активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания. Задачи: Создать условия для творческого воображения, оригинальности мышления. Стимулировать творческое самовыражение. Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я». Алгоритм занятия: 1 этап. Организационный момент. На котором можно использовать приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу. II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей, о чем- либо. III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу. (Он может быть произвольным). IV этап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях. V этап. Развивающий элементы самосознания. Дети погружаются в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой. VI этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку». VII этап. Рефлексия. Когда дети «возвращаются» в группу, подводится итог, что всё получилось, и мы справились с проблемой только потому, что были все вместе, приходили друг другу на выручку. Мы всегда готовы прийти на помощь, а добро может творить настоящие чудеса. При подготовке к занятию важно чтобы:
- костюм ведущего чем-то отличался от обычного; - был правильно подобран музыкаль-ный фон. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. С помощью сказки ребенок может ставить себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия. Терапия сказкой помогает ребенку справиться со многими внутренними переживаниями. В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление. Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться Мечта. «Настоящая сказка не кончается никогда, она только переходит из одной в другую…» БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
|