Тренинг партнерского общения. |
Психология | |||
Автор: Потапова Людмила Александровна | |||
02.11.2015 09:17 | |||
Тренинг партнерского общения. Цель: совершенствование навыков педагогического общения. Задачи: 1. Способствовать осознанию психологических барьеров партнерского взаимодействия; 2. Развивать умение преодолевать возникающие психологические барьеры в ситуации межличностного общения. Оборудование: бумага, цветные карандаши, природный материал, музыка, буклет «Типы и барьеры партнерского общения».
Время проведения: 2 часа. Литература: 1 Т. Л. Бука и др. Психологический тренинг в группе 2. Справочник педагога-психолога № 6, 2013 Правила группы
План тренинга: 1. Разминка. Упражнение «Внимание» Цель: создание благоприятных условий для работы в группе. 2. Основная часть. Упр. «Портрет» Цель: коррекция партнерских взаимоотношений в группе. Упр. «Дойди до цели» Цель: отработка возможных стратегий, изменяющих среду взаимодействия. Упр. «Движение и звук» Цель: снятие барьеров психологического сопротивления партнерскому взаимодействию Упр. «Рисунок по кругу» Цель: способствовать сотрудничеству и взаимопониманию друг с другом. 3. Заключительная часть. Упр. «Сбрось усталость Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения. Рефлексия Цель: получение обратной связи Ход тренинга: Межличностные отношения в значительной мере влияют на характер совместной педагогической деятельности педагогов. Лежащие в основе этих отношений симпатия (антипатия), принятие (неприятие), совпадение ценностных ориентации или их расхождение, соответствие или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности (общения) и многое другое, могут облегчить либо существенно затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения. Что касается педагогического общения, то современная педагогика и практика образования доказали, что эффективная педагогическая деятельность, направленная на успешное воспитание и развитие детей, возможна только на позициях педагогики сотрудничества. Успешность педагогического общения зависит от умения преодолевать психологические барьеры в общении и соблюдения определенных правил общения:
Еще более высокие требования предъявляет к человеку необходимость преодоления психологических барьеров в ситуации межличностного или функционального общения. Совершенствование психологической культуры и самокоррекции позволяет успешно преодолевать те психологические барьеры как личности, так и общности, которые мешают их эффективной деятельности. Упр. «Внимание» Инструкция: Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу — любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что ее одновременно стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. В заключение подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры, что им помогло или помешало привлечь внимание других. Вопросы для обсуждения: Что помогло или помешало привлечь внимание других? Упр. «Портрет»
Вопросы для обсуждения: Посмотрите внимательно на совместную модель и проговорите ваши чувства и отношения; Какие открытия Вы сделали в процессе упражнения? Упр. «Рисунок по кругу» Инструкция: сядьте в один общий круг. Возьмите по листу бумаги и напишите свое имя с обратной стороны. Начните рисовать какую-нибудь картину (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину. Педагогам дается возможность порисовать еще 2-3 минуты, после чего они снова передают свои рисунки. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях надо упражнение остановить после 8-10 смен или попросить передавать рисунок через одного. В итоге рисунок возвращается к своему первому автору. Вопросы для обсуждения:
Упр. «Дойди до цели» Объявлен конкурс «Лучший воспитатель детского сада». Участие обязательно для каждого педагога. Подумайте, какие трудности или препятствия могут возникнуть… Мы эту ситуацию сейчас обыграем. Выход по желанию. Вышедший педагог выбирает из числа коллег того, кто будет играть роль препятствия или трудности. Задача педагога любым путем дойти до цели. Задача игроков не допустить этого. Вопросы для обсуждения: Какие чувства Вы испытывали? Какие усилия прилагали для решения задачи? Упр. «Движение и звук» Участники свободно двигаются в помещении, и каждый начинает звучать на свой собственный лад. Затем находят пару и, не переставая «звучать», настраиваются друг на друга. Далее пары объединяются по этому же принципу в группы по 4 человека. В итоге вся группа образует круг и «звучит» без слов. (По Вадиму Каневскому.) Вопросы для обсуждения. 1. Как вы взаимодействовали в этой ситуации с самим собой и с другими людьми? Упр. «Сбрось усталость» Инструкция: Встаньте, широко расставив ноги, согните их немного в коленях. Согните тело и свободно опустите руки, расправьте пальцы, склоните голову к груди. Слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхните головой, руками, ногами, телом. Вы стряхнули всю усталость, чуть-чуть осталось, повторите еще. Рефлексия. Попросить поделиться впечатлениями о прошедшем тренинге.
|