Релаксационные занятия с детьми |
Психология | |||
Автор: Кумова Ольга Михайловна | |||
15.10.2015 19:30 | |||
Релаксационные занятия с детьми Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Малышок» ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО РЕЛАКСАЦИИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГУППЕ С ТНР на 2015 – 2016 учебный год Подготовила: педагог – психолог МАДОУ «Детский сад №14» Кумова О.М. Релаксация (от лат. «Relaxation» – расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
При психологической регуляции деятельности организма человека, под релаксацией понимают снижение общей психологической активности на фоне снижения мышечного тонуса. Цель релаксации: снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения. Расслабляясь нервная система переходит на экономный режим. Последний создаёт наиболее оптимальные условия для восстановления биологического потенциала. Релаксация в детском саду проводится с детьми группы ТНР (тяжёлое нарушение речи т. е. заикающиеся). Дефекты речи детей, часто связаны с нервными расстройствами: неврозами, невростениями и др. Поэтому такие дети нуждаются в лечении, и это лечение следует проводить по трём направлениям: физиологическом, логопедическом и психологическом. Релаксация является частью психологического лечения. Она помогает каждому ребёнку избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Во время расслабления приходит ощущение свободы, лёгкости и спокойствия. Такое состояние, помогает ребёнку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстрее забывать неудачи. Расслабление происходит поэтапно:
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. В основе занятий лежат разработки И.Г. Выгодской, Л.П. Успенской. Из книг: Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.И. Чистяковой «Психогимнастика», различные публикации из справочника «Педагог – психолог в ДОУ». Перспективное планирование релаксационных упражнений в группе с ТНР Сентябрь Занятие №1. Период ____________________ Приветствие. Вводная беседа о релаксации, о значении отдыха, расслабления жизни людей. - Как вы думаете, что такое релаксация? (расслабление, отдых). - Для чего людям нужна отдыхать? (чтобы не болеть, не умереть от усталости). - Как люди отдыхают? (во сне, лёжа на диване, кровати и пр.). - А устают, ли у людей руки? (Да), От чего? Упражнение «Кулачки». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. «Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко, с напряжением Пальчики прижаты, (сжать пальцы) Пальчики сильней сжимаем- Отпускаем разжимаем…» (разжать) (2 раза). Обратить внимание на неприятные ощущения во время напряжения мышц рук и наоборот, в момент расслабления! Упражнение «Шалтай — Болтай». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. «Шалтай – Болтай сидел на стене, (поворот туловища влево – вправо), Шалтай – Болтай свалился во сне» (наклон туловища вперёд, свесив голову и руки). (3 раза). Упражнение «Замедленное движение» Цель: обучение позе покоя. «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют, расслабляться — отдыхать. Есть у нас игра такая – очень лёгкая простая, Замедляются движенья, исчезает напряженье. (Дети ложатся на ковёр, руки – вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты). И становится понятно, расслабление приятно». (Отдых лёжа на ковре, под спокойную музыку). Упражнение «Потягивание». Потянули ручки, ножки и улыбнулись друг другу. Занятие №2. Период __________________ Приветствие. Упражнение «Шалтай — Болтай». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. «Шалтай – Болтай сидел на стене, (поворот туловища влево – вправо), Шалтай – Болтай свалился во сне» (наклон туловища вперёд, свесив голову и руки). Упражнение «Улыбнись – рассердись». Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся. Упражнение «Волшебный сон». Цель: обучение позе покоя. Дети лежат на ковре лицом вверх, звучит не громко музыка. Психолог медленно произносит: «Напряженье улетело… И расслаблено всё тело, (2 раза) Будто мы лежим на травке, На зелёной мягкой травке… Греет солнышко сейчас… Руки тёплые у нас… Жарче солнышко сейчас… Ноги тёплые у нас… Дышится легко…ровно…глубоко… Губки тёплые и вялые И нисколько не усталые, Губы чуть приоткрываются, Всё чудесно расслабляется, (2 раза) И послушный наш язык Быть расслабленным привык. Нам понятно, что такое Состояние покоя…» (пауза)
«Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Потянуться! Улыбнуться!» Занятие №3. Период______________________ Приветствие. Упражнение «Шишки». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах (напряжение). Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… Упражнение «Пружинки». Цель: напряжение и расслабление мышц ног. Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются. Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее. Ноги напряжены! Тяжело так стоять. Перестали нажимать. Ноги расслабились. Приятно отдыхаем. Вдох – выдох! «Что за странные пружинки, упираются в ботинки? Ты носочки опускай, На пружинки нажимай… Нет пружинок – отдыхай! Руки не напряжены, Ноги не напряжены, И расслаблены…» Упражнение «Улыбнись – рассердись». Цель: снятие напряжения с мышц лица. Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся. Упражнение «Замедленное движение». Цель: освоение и закрепление позы покоя. «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют, расслабляться — отдыхать. Есть у нас игра такая – очень лёгкая простая, Замедляются движенья, исчезает напряженье. (Дети ложатся на ковёр, руки – вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты). И становится понятно, расслабление приятно». (Отдых лёжа на ковре, под спокойную музыку). Занятие №4. Период______________________ Приветствие. Упражнение «Штанга». Цель: напряжение – расслабление мышц рук, ног и корпуса. Поднимаем «воображаемую» штангу напрягая при этом мышцы рук, ног и туловища. Затем расслабляем – бросаем штангу. «Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом, (наклон вперёд) Штангу с пола мы поднимем (выпрямится, руки вверх) Крепко держим… И бросаем! Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Нам становится понятно: Расслабление приятно». Упражнение «Улыбнись – рассердись». Цель: снятие напряжения с мышц лица. Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся. Упражнение «Замедленное движение». Цель: освоение и закрепление позы покоя. «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют, расслабляться — отдыхать. Есть у нас игра такая – очень лёгкая простая, Замедляются движенья, исчезает напряженье. (Дети ложатся на ковёр, руки – вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты). И становится понятно, расслабление приятно». (Отдых лёжа на ковре, под спокойную музыку). Октябрь Занятие №1. Период ____________________ Приветствие. Упражнение «Шишки». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах (напряжение). Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… Упражнение «Пружинки». Цель: напряжение и расслабление мышц ног. «Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются!». Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее. Ноги напряжены! Тяжело так стоять. Перестали нажимать. Ноги расслабились. Приятно отдыхаем. Вдох – выдох! «Что за странные пружинки, упираются в ботинки? Ты носочки опускай, На пружинки нажимай… Нет пружинок – отдыхай! Руки не напряжены, Ноги не напряжены, И расслаблены…» Упражнение «Лягушки». Цель: расслабление речевого аппарата. Губы втягиваются, как при произношении звука «И», а затем возвращаются на место. «Тянем губы прямо к ушкам! Вот понравится лягушкам! Потяну – перетяну И нисколько не устану! Губы не напряжены И расслаблены». Упражнение «Спящий котёнок». Цель: освоение и закрепление позы покоя. Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление). Занятие №2. Период ____________________ Приветствие. Упражнение «Олени». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох – выдох. «Посмотрите: мы – олени, Рвётся ветер нам навстречу! Ветер стих, Расправим плечи, А теперь немножко лени… Руки не напряжены И расслаблены. Знайте девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно и глубоко». Восстановление дыхания. Упражнение «Пружинки». Цель: напряжение и расслабление мышц ног. «Что за странные пружинки, упираются в ботинки? Ты носочки опускай, На пружинки нажимай… Нет пружинок – отдыхай! Руки не напряжены, Ноги не напряжены, И расслаблены…» Упражнение «Хоботок». Цель: расслабление речевого аппарата. Вытянуть губы «хоботком» (как при артикуляции звука «у»). Напрягались губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряжёнными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены). «Подражаю я слону, Губки хоботком тяну, А теперь их отпускаю и на место возвращаю. Губы не напряжены И расслаблены». Упражнение «Замедленное движение». Цель: освоение и закрепление позы покоя. «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют, расслабляться — отдыхать. Есть у нас игра такая – очень лёгкая простая, Замедляются движенья, исчезает напряженье. (Дети ложатся на ковёр, руки – вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты). И становится понятно, расслабление приятно». (Отдых лёжа на ковре, под спокойную музыку). Занятие №3. Период ____________________ Приветствие. Упражнение «Шишки». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах (напряжение). Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… Упражнение «Штанга». Цель: напряжение и расслабление мышц рук, ног и корпуса. «Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом, (наклон вперёд) Штангу с пола мы поднимем (выпрямится, руки вверх) Крепко держим… И бросаем! Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Нам становится понятно: Расслабление приятно». Упражнение «Шарик». Цель: напряжение и расслабление мышц живота. Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох – выдох! Мышцы живота расслабились. «Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул, выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Дышится легко…ровно…глубоко…» Упражнение «Волшебный сон». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети лежат на ковре лицом вверх, Звучит не громко музыка. Психолог медленно произносит: «Напряженье улетело… И расслаблено всё тело, (2 раза) Будто мы лежим на травке, На зелёной мягкой травке… Греет солнышко сейчас… Руки тёплые у нас… Жарче солнышко сейчас… Ноги тёплые у нас… Дышится легко…ровно…глубоко… Губки тёплые и вялые И нисколько не усталые, Губы чуть приоткрываются, Всё чудесно расслабляется, (2 раза) И послушный наш язык Быть расслабленным привык. Нам понятно, что такое Состояние покоя…» (пауза)
«Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Потянуться! Улыбнуться! Занятие №4. Период ____________________ Приветствие. Упражнение «Шалтай — Болтай». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. «Шалтай – Болтай, сидел на стене, (поворот туловища влево – вправо), Шалтай – Болтай, свалился во сне» (наклон туловища вперёд, свесив голову и руки). Упражнение «Кораблик». Цель: напряжение и расслабление мышц ног. Представим себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились! Вдох – выдох! «Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем. Снова руки на колени, А теперь немножко лени… Напряженье улетело, И расслаблено всё тело… Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Дышится легко…ровно…глубоко…». Упражнение «Волшебный сон». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети лежат на ковре лицом вверх, Звучит не громко музыка. Психолог медленно произносит: «Напряженье улетело… И расслаблено всё тело, (2 раза) Будто мы лежим на травке, На зелёной мягкой травке… Греет солнышко сейчас… Руки тёплые у нас… Жарче солнышко сейчас… Ноги тёплые у нас… Дышится легко…ровно…глубоко… Губки тёплые и вялые И нисколько не усталые, Губы чуть приоткрываются, Всё чудесно расслабляется, (2 раза) И послушный наш язык Быть расслабленным привык. Нам понятно, что такое Состояние покоя…»
«Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Потянуться! Улыбнуться! Ноябрь Занятие №1. Период ____________________ Приветствие. Упражнение «Штанга». Цель: расслабление мышц рук, ног и корпуса. «Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом, (наклон вперёд) Штангу с пола мы поднимем (выпрямится, руки вверх) Крепко держим… И бросаем! Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Нам становится понятно: Расслабление приятно». Упражнение «Любопытная Варвара». Цель: расслабление мышц шеи. И. п: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «Любопытная Варвара смотрит влево… смотрит вправо… А потом опять вперед – тут немного отдохнет Шея не напряжена, а расслаблена». Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «А Варвара смотрит вверх! Выше всех, дальше всех! Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена, И расслаблена». Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «А Варвара смотрит вниз! Мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена, И расслаблена». Упражнение «Тишина». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: «Тише, тише, тишина… Разговаривать нельзя… Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать… И тихонько будем спать». Упражнение «Делай, как я». Цель: развитие внимания, активизация на занятие. Показ движений психологом или ребёнком. Занятие №2. Период ____________________ Приветствие. Упражнение «Олени». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох – выдох. «Посмотрите: мы – олени, Рвётся ветер нам навстречу! Ветер стих, Расправим плечи, А теперь немножко лени… Руки не напряжены И расслаблены. Знайте девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно и глубоко». Упражнение «Спортсмены». Цель: напряжение и расслабление мышц ног и корпуса. На первую часть стихотворения, дети стоят на одной ноге, раскинув руки в стороны (напрягаются все мышцы). На вторую часть – мышечное расслабление. «Спортом надо заниматься, каждый день тренироваться, Руки в сторону, не падай, очень трудно так стоять, Ногу на пол не спускать! Мы все мышцы напрягаем, А теперь их расслабляем, опускаем руки вниз. Ну – ка, быстро улыбнись!». Упражнение «Лягушки». Цель: расслабление речевого аппарата. Губы втягиваются, как при произношении звука «И», а затем возвращаются на место. «Тянем губы прямо к ушкам! Вот понравится лягушкам! Потяну – перетяну И нисколько не устану! Губы не напряжены И расслаблены». Упражнение «Волшебный сон». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети лежат на ковре лицом вверх, Звучит не громко музыка. Психолог медленно произносит: «Напряженье улетело… И расслаблено всё тело, (2 раза) Будто мы лежим на травке, На зелёной мягкой травке… Греет солнышко сейчас… Руки тёплые у нас… Жарче солнышко сейчас… Ноги тёплые у нас… Дышится легко…ровно…глубоко… Губки тёплые и вялые И нисколько не усталые, Губы чуть приоткрываются, Всё чудесно расслабляется, (2 раза) И послушный наш язык Быть расслабленным привык. Нам понятно, что такое Состояние покоя…» (пауза)
«Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Потянуться! Улыбнуться!» Занятие №3. Период ____________________ Приветствие. Этюд «Четыре стихии». Цель: развитие внимания, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов. Играющие стоят в кругу. Ведущий произносит слова: «Земля» — руки вниз; «Вода» — руки вперёд; «Воздух» — руки вверх; «Воздух» — вращение руками. Восстановление дыхания. Упражнение «Стульчик». Цель: напряжение и расслабление мышц живота. И. п.: ребёнок лежит на спине, руки вдоль тела. Медленно он начинает подниматься и садиться, как будто на стульчик. Мышцы живота, то напрягаются, то расслабляются. Восстановление дыхания. Упражнение «Рот на замочке». Цель: расслабление – напряжение мышц лица. Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно – сильно сжимаем губы. Им становится неприятно. Отпускаем губы. Вот какими мягкими они стали. Упражнение «Саморасслабление» Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети отдыхают лёжа на ковре, под спокойную музыку. Через 4 — 5 минут музыка постепенно смолкает. «Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем… Хорошо нам отдыхать… (пауза) Но, пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Подтянулись! И друг другу улыбнулись! Встаём!». Занятие №4. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Винт». Цель: расслабление мышц корпуса, рук. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены. Руки одновременно следуют за корпусом в том же направлении. Длительность – 1 мин. Упражнение «Качели». Цель: расслабление мышц после напряжения. И. п.: стоя одна нога выставлена вперёд, другая сзади. Раскачивание: перенос массы тела с одной ноги на другую, то вперёд, то назад. Длительность – 1 мин. Упражнение «Лягушки». Цель: расслабление речевого аппарата. Губы втягиваются, как при произношении звука «И», а затем возвращаются на место. «Тянем губы прямо к ушкам! Вот понравится лягушкам! Потяну – перетяну И нисколько не устану! Губы не напряжены И расслаблены». Упражнение «Саморасслабление» Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети отдыхают лёжа на ковре, под спокойную музыку. Через 4 — 5 минут музыка постепенно смолкает. «Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем… Хорошо нам отдыхать… (пауза) Но, пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Подтянулись! И друг другу улыбнулись! Встаём!». Декабрь Занятие №1. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Брызгалки». Цель: напряжение мышц рук. Резко опускать руки сверху вниз поочерёдно, будто хлопаем ладошками по воде. Упражнение «Пружинки». Цель: напряжение и расслабление мышц ног. Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются. Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее. Ноги напряжены! Тяжело так стоять. Перестали нажимать. Ноги расслабились. Приятно отдыхаем. Вдох – выдох! «Что за странные пружинки, упираются в ботинки? Ты носочки опускай, На пружинки нажимай… Нет пружинок – отдыхай! Руки не напряжены, Ноги не напряжены, И расслаблены…» Упражнение «Солнышко и тучка». Цель: сосредоточение внимания на расслаблении дыхания. «Солнышко зашло за тучку, стало холодно» Дети сжимаются в комок, чтобы согреться, при этом задерживают дыхание. «Солнышко вышло из — за тучки, стало тепло.» Дети расслабляются. Выдох. Упражнение «Саморасслабление». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети лёжа на ковре отдыхают под музыку. Через 4 — 5 мин., музыка постепенно смолкает. Дети открывают глаза, сжимают кулачки, потягиваются, улыбаются и встают. Занятие №2. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Винт». Цель: расслабление мышц корпуса, рук. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены. Руки одновременно следуют за корпусом в том же направлении. Длительность – 1 мин. Упражнение «Рот на замочке». Цель: расслабление – напряжение мышц лица. Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно – сильно сжимаем губы. Им становится неприятно. Отпускаем губы. Вот какими мягкими они стали. Упражнение «Стульчик». Цель: напряжение и расслабление мышц живота. И. п.: ребёнок лежит на спине, руки вдоль тела. Медленно он начинает подниматься и садиться, как будто на стульчик. Мышцы живота, то напрягаются, то расслабляются. Восстановление дыхания. Упражнение «Саморасслабление». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети лёжа на ковре отдыхают под музыку. Через 4 — 5 мин., музыка постепенно смолкает. Дети открывают глаза, сжимают кулачки, потягиваются, улыбаются и встают. Занятие №3. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Олени». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох – выдох. «Посмотрите: мы – олени, Рвётся ветер нам навстречу! Ветер стих, Расправим плечи, А теперь немножко лени… Руки не напряжены И расслаблены. Знайте девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно и глубоко». Упражнение «Чо – чо — чо». Цель: снятие речевых зажимов. «Чо – чо – чо, чо – чо – чо – у меня болит плечо. Чу – чу – чу, чу – чу – чу – раз болит – пойди к врачу. Чу – чу – чу, чу – чу – чу – нет, к врачу я не хочу. Ча – ча – ча, ча – ча – ча – буду плакать у врача. Чи – чи – чи, чи – чи – чи – помогают на врачи. Чу – чу – чу, чу – чу – чу – ну тогда пойду к врачу. Че – че – че, че – че – че – мы мечтаем о мяче. Чи – чи – чи, чи – чи – чи – очень на нужны мячи. Чу – чу – чу, чу – чу – чу – нам купите по мячу. Ча – ча – ча, ча – ча – ча – вот уж в речке два мяча. Чи – чи – чи, чи – чи – чи – нам опять нужны мячи. Че – че – че, че – че – че – мы мечтаем о мяче». Этюд «Четыре стихии». Цель: развитие внимания, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов. Играющие стоят в кругу. Ведущий произносит слова: «Земля» — руки вниз; «Вода» — руки вперёд; «Воздух» — руки вверх; «Воздух» — вращение руками. Восстановление дыхания. Упражнение «Тишина». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: «Тише, тише, тишина… Разговаривать нельзя… Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать… И тихонько будем спать». Упражнение «Делай, как я». Цель: развитие внимания, активизация на занятие. Показ движений психологом или ребёнком. Занятие №4. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Любопытная Варвара». Цель: расслабление мышц шеи. И. п: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «Любопытная Варвара смотрит влево… смотрит вправо… А потом опять вперед – тут немного отдохнет Шея не напряжена, а расслаблена». Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «А Варвара смотрит вверх! Выше всех, дальше всех! Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена, И расслаблена». Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «А Варвара смотрит вниз! Мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена, И расслаблена». Упражнение «Спортсмены». Цель: напряжение и расслабление мышц ног и корпуса. На первую часть стихотворения, дети стоят на одной ноге, раскинув руки в стороны (напрягаются все мышцы). На вторую часть – мышечное расслабление. «Спортом надо заниматься, каждый день тренироваться, Руки в сторону, не падай, очень трудно так стоять, Ногу на пол не спускать! Мы все мышцы напрягаем, А теперь их расслабляем, опускаем руки вниз. Ну – ка, быстро улыбнись!». Упражнение «Саморасслабление» Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети отдыхают лёжа на ковре, под спокойную музыку. Через 4 — 5 минут музыка постепенно смолкает. «Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем… Хорошо нам отдыхать… (пауза) Но, пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Подтянулись! И друг другу улыбнулись! Встаём!». Упражнение «Делай, как я». Цель: развитие внимания, активизация на занятие. Показ движений психологом или ребёнком. Январь Занятие №1. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Шалтай — Болтай». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. «Шалтай – Болтай сидел на стене, (поворот туловища влево – вправо), Шалтай – Болтай свалился во сне» (наклон туловища вперёд, свесив голову и руки). Упражнение «Ветерок». Цель: расслабление мышц рук, корпуса. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. «Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо… Ветер тише, тише, тише Веточки всё выше! Выше!». Упражнение «Улыбнись – рассердись». Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся. Упражнение «Волшебный сон». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети лежат на ковре лицом вверх, звучит не громко музыка. Психолог медленно произносит: «Напряженье улетело… И расслаблено всё тело, (2 раза) Будто мы лежим на травке, На зелёной мягкой травке… Греет солнышко сейчас… Руки тёплые у нас… Жарче солнышко сейчас… Ноги тёплые у нас… Дышится легко…ровно…глубоко… Губки тёплые и вялые И нисколько не усталые, Губы чуть приоткрываются, Всё чудесно расслабляется, (2 раза) И послушный наш язык Быть расслабленным привык. Нам понятно, что такое Состояние покоя…» (пауза)
«Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Потянуться! Улыбнуться!» Занятие №2. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Кулачки». Цель: напряжение, расслабление мышц рук. «Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко с напряженьем Пальчики прижаты (сжать пальцы), Пальчики сильней сжимаем Отпускаем, разжимаем». Упражнение «Ветерок». Цель: расслабление мышц рук, корпуса. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. «Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо… Ветер тише, тише, тише Веточки всё выше! Выше!». Упражнение «Шалтай — Болтай». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. «Шалтай – Болтай сидел на стене, (поворот туловища влево – вправо), Шалтай – Болтай свалился во сне» (наклон туловища вперёд, свесив голову и руки). (3 раза). Упражнение «Саморасслабление» Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети отдыхают лёжа на ковре, под спокойную музыку. Через 4 — 5 минут музыка постепенно смолкает. «Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем… Хорошо нам отдыхать… (пауза) Но, пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Подтянулись! И друг другу улыбнулись! Встаём!». Занятие №3. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Сосулька». Цель: расслабление мышц рук. И.п.: стоя, руки – вверх. (Сосулька замёрзшая).
Повтор 3 раза. Упражнение «Штанга». Цель: расслабление мышц рук, ног и корпуса. «Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом, (наклон вперёд) Штангу с пола мы поднимем (выпрямится, руки вверх) Крепко держим… И бросаем! Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Нам становится понятно: Расслабление приятно». Упражнение «Улыбнись – рассердись». Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся. Упражнение «Волшебный сон». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети отдыхают лёжа на ковре, под спокойную музыку. Через 4 — 5 минут музыка постепенно смолкает. Занятие №4. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Винт». Цель: расслабление мышц корпуса, рук. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены. Руки одновременно следуют за корпусом в том же направлении. Длительность – 1 мин. Упражнение «Качели». Цель: расслабление мышц после напряжения. И. п.: стоя одна нога выставлена вперёд, другая сзади. Раскачивание: перенос массы тела с одной ноги на другую, то вперёд, то назад. Длительность – 1 мин. Упражнение «Лягушки». Цель: расслабление речевого аппарата. Губы втягиваются, как при произношении звука «И», а затем возвращаются на место. «Тянем губы прямо к ушкам! Вот понравится лягушкам! Потяну – перетяну И нисколько не устану! Губы не напряжены И расслаблены». Упражнение «Саморасслабление» Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети отдыхают лёжа на ковре, под спокойную музыку. Через 4 — 5 минут музыка постепенно смолкает. «Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем… Дышится легко…Ровно… Глубоко… Наши руки отдыхают… Отдыхают засыпают… Шея не напряжена И расслаблена… Губы чуть приоткрываются Всё чудесно расслабляется Дышится легко…Ровно… Глубоко…
Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали… Хорошо нам отдыхать Но пора уже вставать! Крепче пальчики сжимаем Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!». Февраль Занятие №1. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Снеговик». Цель: напряжение, расслабление мышц рук, корпуса. На первую часть стихотворения дети «скатывают» снежный ком. Затем изображают снеговика: руки на поясе, спина прямая, мышцы напряжены, улыбка. Снеговик растаял, мышцы расслаблены, руки упали вниз, голова опущена. «Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок. Он превратится в снежный ком и станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла! Но солнце припечёт слегка – увы! И нет снеговика». (2 раза). Упражнение «Хоботок». Цель: расслабление речевого аппарата. Вытянуть губы «хоботком» (как при артикуляции звука «у»). Напрягались губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряжёнными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены). «Подражаю я слону, Губки хоботком тяну, А теперь их отпускаю и на место возвращаю. Губы не напряжены И расслаблены». Упражнение «Ветерок». Цель: расслабление мышц рук, корпуса. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. «Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо… Ветер тише, тише, тише Веточки всё выше! Выше!». Упражнение «Плывём в облаках». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Звучит спокойная музыка. Психолог медленно произносит слова: «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышится легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Сегодня необыкновенно хороший день. Вам тепло и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака, в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землёй и медленно, мягко поднимаетесь вверх, навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь ещё выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нём. Теперь вы плывёте на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, и вы плывёте на самом большом и мягком облаке из тех, что можно сейчас видеть на небе. А, теперь нам пора спускаться обратно на землю…Скажите про себя, своему облаку и оно плавно и мягко поплывёт всё ниже и ниже, пока не достигнет земли…». Упражнение «Потягивание». Занятие №2. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Сосулька». Цель: расслабление мышц рук. И.п.: стоя, руки – вверх. (Сосулька замёрзшая).
Повтор 3 раза. Упражнение «Чо – чо — чо». Цель: снятие речевых зажимов. «Чо – чо – чо, чо – чо – чо – у меня болит плечо. Чу – чу – чу, чу – чу – чу – раз болит – пойди к врачу. Чу – чу – чу, чу – чу – чу – нет, к врачу я не хочу. Ча – ча – ча, ча – ча – ча – буду плакать у врача. Чи – чи – чи, чи – чи – чи – помогают на врачи. Чу – чу – чу, чу – чу – чу – ну тогда пойду к врачу. Че – че – че, че – че – че – мы мечтаем о мяче. Чи – чи – чи, чи – чи – чи – очень на нужны мячи. Чу – чу – чу, чу – чу – чу – нам купите по мячу. Ча – ча – ча, ча – ча – ча – вот уж в речке два мяча. Чи – чи – чи, чи – чи – чи – нам опять нужны мячи. Че – че – че, че – че – че – мы мечтаем о мяче». Упражнение «Шарик». Цель: напряжение и расслабление мышц живота. Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох – выдох! Мышцы живота расслабились. «Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул, выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Дышится легко…ровно…глубоко…» Упражнение «Волшебный сон». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. «Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем… Дышится легко…Ровно… Глубоко… Наши руки отдыхают… Отдыхают засыпают… Шея не напряжена И расслаблена… Губы чуть приоткрываются Всё чудесно расслабляется Дышится легко…Ровно… Глубоко…
Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали… Хорошо нам отдыхать Но пора уже вставать! Крепче пальчики сжимаем Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!». Занятие №3. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Олени». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох – выдох. «Посмотрите: мы – олени, Рвётся ветер нам навстречу! Ветер стих, Расправим плечи, А теперь немножко лени… Руки не напряжены И расслаблены. Знайте девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно и глубоко». Восстановление дыхания. Упражнение «Штанга». Цель: напряжение и расслабление мышц рук, ног и корпуса. «Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом, (наклон вперёд) Штангу с пола мы поднимем (выпрямится, руки вверх) Крепко держим… И бросаем! Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Нам становится понятно: Расслабление приятно». Упражнение «С». Цель: снятие речевых зажимов. «Са – са – са, са – са – са, ой – ой! Летит оса! Сы – сы – сы, сы – сы – сы – не боимся мы осы! Су – су – су, су – су – су – видел кто из вас осу? Сы – сы – сы, сы – сы – сы – мы не видели осы. Са – са – са, са – са – са – отгадайте где оса. Ся – ся – ся, ся – ся – ся – вот поймать карася! Се – се – се, се – се – се – карасей ловили все. Ся – ся – ся, ся – ся – ся – не поймали карася. Ся – ся – ся, ся – ся – ся – жили были два гуся. Ся – ся – ся, ся – ся – ся – вот история и вся!». Упражнение «Замедленное движение» Цель: обучение позе покоя. «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют, расслабляться — отдыхать. Есть у нас игра такая – очень лёгкая простая, Замедляются движенья, исчезает напряженье. (Дети ложатся на ковёр, руки – вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты). И становится понятно, расслабление приятно». (Отдых лёжа на ковре, под спокойную музыку). Занятие №4. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Любопытная Варвара». Цель: расслабление мышц шеи. И. п: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «Любопытная Варвара смотрит влево… смотрит вправо… А потом опять вперед – тут немного отдохнет Шея не напряжена, а расслаблена». Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «А Варвара смотрит вверх! Выше всех, дальше всех! Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена, И расслаблена». Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «А Варвара смотрит вниз! Мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена, И расслаблена». Упражнение «Пружинки». Цель: напряжение и расслабление мышц ног. Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются. Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее. Ноги напряжены! Тяжело так стоять. Перестали нажимать. Ноги расслабились. Приятно отдыхаем. Вдох – выдох! «Что за странные пружинки, упираются в ботинки? Ты носочки опускай, На пружинки нажимай… Нет пружинок – отдыхай! Руки не напряжены, Ноги не напряжены, И расслаблены…» Упражнение «Кораблик». Цель: напряжение и расслабление мышц ног. Представим себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились! Вдох – выдох! «Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем. Снова руки на колени, А теперь немножко лени… Напряженье улетело, И расслаблено всё тело… Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Дышится легко…ровно…глубоко…». Упражнение «Плывём в облаках». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Звучит спокойная музыка. Психолог медленно произносит слова: «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышится легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Сегодня необыкновенно хороший день. Вам тепло и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака, в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землёй и медленно, мягко поднимаетесь вверх, навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь ещё выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нём. Теперь вы плывёте на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, и вы плывёте на самом большом и мягком облаке из тех, что можно сейчас видеть на небе. А, теперь нам пора спускаться обратно на землю…Скажите про себя, своему облаку и оно плавно и мягко поплывёт всё ниже и ниже, пока не достигнет земли…». Март Занятие №1. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Сосулька». Цель: расслабление мышц рук. И.п.: стоя, руки – вверх. (Сосулька замёрзшая).
Повтор 3 раза. Этюд «Четыре стихии». Цель: развитие внимания, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов. Играющие стоят в кругу. Ведущий произносит слова: «Земля» — руки вниз; «Вода» — руки вперёд; «Воздух» — руки вверх; «Воздух» — вращение руками. Восстановление дыхания. Упражнение «З». Цель: снятие речевого зажима. Обратить внимание: кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка умеренно вытянута. «За – за – за, за – за – за – здесь привязана коза. Зы – зы – зы, зы – зы – зы – мало травки у козы. Зу – зу – зу, зу – зу – зу – отвязали мы козу. За – за – за, за – за – за – залезает в сад коза. Зу – зу – зу, зу – зу – зу – привязали мы козу. За – за – за, за – за – за – здесь привязана коза». Упражнение «Спящий котёнок». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление). Занятие №2. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Кулачки». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. «Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко, с напряжением Пальчики прижаты, (сжать пальцы) Пальчики сильней сжимаем- Отпускаем разжимаем…» (разжать) (2 раза). Обратить внимание на неприятные ощущения во время напряжения мышц рук и наоборот, в момент расслабления! Упражнение «Ц». Цель: снятие речевых зажимов. «Це – це –це, це – це – це – вот вам сказка о яйце. Цо – цо – цо, цо – цо – цо – курица снесла яйцо. Цу – цу – цу, цу – цу – цу – лиса тянется к яйцу. Ца – ца – ца, ца – ца – ца – кышь лиса от яйца. Цу – цу – цу, цу – цу – цу – не пускать её к яйцу! Цо – цо – цо, цо – цо – цо – сами мы съедим яйцо. Цы – цы – цы, цы – цы – цы – отогнали? Молодцы! Це – це –це, це – це – це – вот всем сказка о яйце». Упражнение «Улыбнись – рассердись». Цель: снятие напряжения с мышц лица. Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся. Упражнение «Волшебный сон». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. «Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем… Дышится легко…Ровно… Глубоко… Наши руки отдыхают… Отдыхают засыпают… Шея не напряжена И расслаблена… Губы чуть приоткрываются Всё чудесно расслабляется Дышится легко…Ровно… Глубоко…
Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали… Хорошо нам отдыхать Но пора уже вставать! Крепче пальчики сжимаем Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!». Занятие №3. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Чо – чо — чо». Цель: снятие речевых зажимов. «Чо – чо – чо, чо – чо – чо – у меня болит плечо. Чу – чу – чу, чу – чу – чу – раз болит – пойди к врачу. Чу – чу – чу, чу – чу – чу – нет, к врачу я не хочу. Ча – ча – ча, ча – ча – ча – буду плакать у врача. Чи – чи – чи, чи – чи – чи – помогают на врачи. Чу – чу – чу, чу – чу – чу – ну тогда пойду к врачу. Че – че – че, че – че – че – мы мечтаем о мяче. Чи – чи – чи, чи – чи – чи – очень на нужны мячи. Чу – чу – чу, чу – чу – чу – нам купите по мячу. Ча – ча – ча, ча – ча – ча – вот уж в речке два мяча. Чи – чи – чи, чи – чи – чи – нам опять нужны мячи. Че – че – че, че – че – че – мы мечтаем о мяче». Упражнение «Тень». Цель: осознание языка собственного тела, развитие внимания к чувствам другого. Дети разбиваются на пары. Один из них будет человеком, другой – его тенью. Человек делает любые движения, тень повторяет. Причём особое внимание уделяется тому, чтобы тень действовала в том же направлении, что и человек. Упражнение «Любопытная Варвара». Цель: расслабление мышц шеи. И. п: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «Любопытная Варвара смотрит влево… смотрит вправо… А потом опять вперед – тут немного отдохнет Шея не напряжена, а расслаблена». Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «А Варвара смотрит вверх! Выше всех, дальше всех! Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена, И расслаблена». Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «А Варвара смотрит вниз! Мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена, И расслаблена». Упражнение «Замедленное движение» Цель: саморасслабление, снятие напряжения. «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют, расслабляться — отдыхать. Есть у нас игра такая – очень лёгкая простая, Замедляются движенья, исчезает напряженье. (Дети ложатся на ковёр, руки – вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты). И становится понятно, расслабление приятно». (Отдых лёжа на ковре, под спокойную музыку). Занятие №4. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Винт». Цель: расслабление мышц корпуса, рук. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены. Руки одновременно следуют за корпусом в том же направлении. Длительность – 1 мин. Упражнение «Качели». Цель: расслабление мышц после напряжения. И. п.: стоя одна нога выставлена вперёд, другая сзади. Раскачивание: перенос массы тела с одной ноги на другую, то вперёд, то назад. Длительность – 1 мин. Упражнение «Лягушки». Цель: расслабление речевого аппарата. Губы втягиваются, как при произношении звука «И», а затем возвращаются на место. «Тянем губы прямо к ушкам! Вот понравится лягушкам! Потяну – перетяну И нисколько не устану! Губы не напряжены И расслаблены». Упражнение «Саморасслабление» Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети отдыхают лёжа на ковре, под спокойную музыку. Через 4 — 5 минут музыка постепенно смолкает. «Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем… Хорошо нам отдыхать… (пауза) Но, пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Подтянулись! И друг другу улыбнулись! Встаём!». Апрель Занятие №1. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Горошина». Цель: расслабление мышц языка. Язык прижимается к щеке и надавливает на неё, как будто за щекой спрятана горошина. Языку неудобно быть в таком положении, и мы возвращаем его на место. Он расслабился, отдыхает. Упражнение «Любопытная Варвара». Цель: расслабление мышц шеи. И. п: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «Любопытная Варвара смотрит влево… смотрит вправо… А потом опять вперед – тут немного отдохнет Шея не напряжена, а расслаблена». Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «А Варвара смотрит вверх! Выше всех, дальше всех! Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена, И расслаблена». Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «А Варвара смотрит вниз! Мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена, И расслаблена». Упражнение «Тишина». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: «Тише, тише, тишина… Разговаривать нельзя… Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать… И тихонько будем спать». Занятие №2. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Олени». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох – выдох. «Посмотрите: мы – олени, Рвётся ветер нам навстречу! Ветер стих, Расправим плечи, А теперь немножко лени… Руки не напряжены И расслаблены. Знайте девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно и глубоко». Восстановление дыхания. Упражнение «Пружинки». Цель: напряжение и расслабление мышц ног. «Что за странные пружинки, упираются в ботинки? Ты носочки опускай, На пружинки нажимай… Нет пружинок – отдыхай! Руки не напряжены, Ноги не напряжены, И расслаблены…» Упражнение «Хоботок». Цель: расслабление речевого аппарата. Вытянуть губы «хоботком» (как при артикуляции звука «у»). Напрягались губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряжёнными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены). «Подражаю я слону, Губки хоботком тяну, А теперь их отпускаю и на место возвращаю. Губы не напряжены И расслаблены». Упражнение «Замедленное движение». Цель: освоение и закрепление позы покоя. «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют, расслабляться — отдыхать. Есть у нас игра такая – очень лёгкая простая, Замедляются движенья, исчезает напряженье. (Дети ложатся на ковёр, руки – вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты). И становится понятно, расслабление приятно». (Отдых лёжа на ковре, под спокойную музыку). Занятие №3. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Цветы и дождь». Цель: снятие мышечного напряжения рук, корпуса.
Упражнение «Кораблик». Цель: напряжение и расслабление мышц ног. Представим себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились! Вдох – выдох! «Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем. Снова руки на колени, А теперь немножко лени… Напряженье улетело, И расслаблено всё тело… Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Дышится легко…ровно…глубоко…». Упражнение «Лягушки». Цель: расслабление речевого аппарата. Губы втягиваются, как при произношении звука «И», а затем возвращаются на место. «Тянем губы прямо к ушкам! Вот понравится лягушкам! Потяну – перетяну И нисколько не устану! Губы не напряжены И расслаблены». Упражнение «Саморасслабление». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. Дети лёжа на ковре отдыхают под музыку. Через 4 — 5 мин., музыка постепенно смолкает. Дети открывают глаза, сжимают кулачки, потягиваются, улыбаются и встают. Занятие №4. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Брызгалки». Цель: напряжение мышц рук. Резко опускать руки сверху вниз поочерёдно, будто хлопаем ладошками по воде. Упражнение «Штанга». Цель: расслабление мышц рук, ног и корпуса. «Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом, (наклон вперёд) Штангу с пола мы поднимем (выпрямится, руки вверх) Крепко держим… И бросаем! Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Нам становится понятно: Расслабление приятно». Упражнение «Горошина». Цель: расслабление мышц языка. Язык прижимается к щеке и надавливает на неё, как будто за щекой спрятана горошина. Языку неудобно быть в таком положении, и мы возвращаем его на место. Он расслабился, отдыхает. Упражнение «Замедленное движение» Цель: саморасслабление, снятие напряжения. «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют, расслабляться — отдыхать. Есть у нас игра такая – очень лёгкая простая, Замедляются движенья, исчезает напряженье. (Дети ложатся на ковёр, руки – вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты). И становится понятно, расслабление приятно». (Отдых лёжа на ковре, под спокойную музыку). Май Занятие №1. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Тюльпан». Цель: снятие мышечного напряжения рук, корпуса.
Упражнение «Загораем». Цель: напряжение, расслабление мышц ног. И.П.: Дети лежат на полу на спине. «Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем. Держим, держим, напрягаем, Загорели, опускаем, ноги не напряжены и расслаблены». Упражнение «Ветерок». Цель: расслабление мышц рук, корпуса. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. «Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо… Ветер тише, тише, тише Веточки всё выше! Выше!». Упражнение «Облака». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. И.П.: дети лежат на ковре. Психолог произносит: «Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. Вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно обнимает вас, это пушистое и нежное облако… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке. А, сейчас снова вернулись обратно в детский сад». Занятие №2. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Шишки». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах (напряжение). Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… Упражнение «Пружинки». Цель: напряжение и расслабление мышц ног. Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются. Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее. Ноги напряжены! Тяжело так стоять. Перестали нажимать. Ноги расслабились. Приятно отдыхаем. Вдох – выдох! «Что за странные пружинки, упираются в ботинки? Ты носочки опускай, На пружинки нажимай… Нет пружинок – отдыхай! Руки не напряжены, Ноги не напряжены, И расслаблены…» Упражнение «Улыбнись – рассердись». Цель: снятие напряжения с мышц лица. Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся. Упражнение «Замедленное движение». Цель: освоение и закрепление позы покоя. «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют, расслабляться — отдыхать. Есть у нас игра такая – очень лёгкая простая, Замедляются движенья, исчезает напряженье. (Дети ложатся на ковёр, руки – вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты). И становится понятно, расслабление приятно». (Отдых лёжа на ковре, под спокойную музыку). Занятие №3. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Олени». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох – выдох. «Посмотрите: мы – олени, Рвётся ветер нам навстречу! Ветер стих, Расправим плечи, А теперь немножко лени… Руки не напряжены И расслаблены. Знайте девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно и глубоко». Восстановление дыхания. Упражнение «Штанга». Цель: напряжение и расслабление мышц рук, ног и корпуса. «Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом, (наклон вперёд) Штангу с пола мы поднимем (выпрямится, руки вверх) Крепко держим… И бросаем! Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Нам становится понятно: Расслабление приятно». Упражнение «С». Цель: снятие речевых зажимов. «Са – са – са, са – са – са, ой – ой! Летит оса! Сы – сы – сы, сы – сы – сы – не боимся мы осы! Су – су – су, су – су – су – видел кто из вас осу? Сы – сы – сы, сы – сы – сы – мы не видели осы. Са – са – са, са – са – са – отгадайте где оса. Ся – ся – ся, ся – ся – ся – вот поймать карася! Се – се – се, се – се – се – карасей ловили все. Ся – ся – ся, ся – ся – ся – не поймали карася. Ся – ся – ся, ся – ся – ся – жили были два гуся. Ся – ся – ся, ся – ся – ся – вот история и вся!». Упражнение «Замедленное движение» Цель: обучение позе покоя. «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют, расслабляться — отдыхать. Есть у нас игра такая – очень лёгкая простая, Замедляются движенья, исчезает напряженье. (Дети ложатся на ковёр, руки – вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты). И становится понятно, расслабление приятно». (Отдых лёжа на ковре, под спокойную музыку). Занятие №4. Период_____________________ Приветствие. Упражнение «Цветы и дождь». Цель: снятие мышечного напряжения рук, корпуса.
Упражнение «Загораем». Цель: напряжение, расслабление мышц ног. И.П.: Дети лежат на полу на спине. «Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем. Держим, держим, напрягаем, Загорели, опускаем, ноги не напряжены и расслаблены». Упражнение «Ветерок». Цель: расслабление мышц рук, корпуса. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. «Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо… Ветер тише, тише, тише Веточки всё выше! Выше!». Упражнение «Облака». Цель: саморасслабление, снятие напряжения. И.П.: дети лежат на ковре. Психолог произносит: «Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе…Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. Вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно обнимает вас, это пушистое и нежное облако… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке. А, сейчас снова вернулись обратно в детский сад».
|