Проблема формирования навыков решения арифметических задач как предмет исследования в психологии и педагогике |
Психология | |||
Автор: Пайманова Екатерина Валерьевна | |||
24.08.2021 19:28 | |||
Проблема формирования навыков решения арифметических задач как предмет исследования в психологии и педагогике Пайманова Екатерина Валерьевна воспитатель МБДОУ Детский сад 108 «Сказка» г. Чебоксары Согласно концепции Т.К. Белоус «обучение математике у дошкольников воспитывает у детей привычки полноценно, правильно обосновывать то, что происходит в окружающем мире. При усвоении математического содержания развивается четкость, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой, описывать отношения и связи, обобщать и толковать, что они видят. Овладевая арифметическими знаниями, дошкольники сравнивают, соотносят, делают выводы, познают математические связи и отношения»
По мнению Е.И. Щербаковой, главная причина низкого уровня навыков решения арифметических задач детей «состоит в самой сути того, что отличает счетную деятельность от вычислительной. Когда дошкольник считает, он имеет дело с конкретными множествами (предметы, звуки, движения). Ребенок «слышит, видит, чувствует эти множества, имеет возможность практически действовать с ним (прикладывать, накладывать, непосредственно сравнивать). Вычислительная деятельность связана с числами. А числа – это абстрактные понятия. Она опирается на разные математические действия, которые являются абстрагированными, обобщенными операциями с множествами». Среди задач по развитию элементарных математических знаний и последующего математического развития дошкольников исследователь выделяет «главные», по ее мнению, а именно:
А.М. Вербенец отметила, что «для понимания самой простой задачи требуется анализ ее содержания, понимания отношений между ними, выделения ее числовых данных и, конечно, самих действий, которые дошкольник должен выполнить. Дошкольники плохо понимают вопрос задачи, в котором есть сущность действий, хотя именно вопрос задачи направляет внимание дошкольника на отношения между числовыми данными. Обучение детей решению математических задач подводит их к пониманию содержания математических действий (добавили – сложили, уменьшили – вычли). Для того чтобы дошкольники поняли элементарные приемы вычислительной деятельности, необходима предварительная работа, которая помогает познать отношения между смежными числами натурального ряда, о составе числа, счете группами. Отсюда необходимо следует вывод: в качестве математического развития детей дошкольного возраста следует понимать не только арифметическую сумму знаний в числовой сфере, знаний о величинах, неких представлениях о формах геометрических фигур, пространственно-временной ориентировке, но и собственно способности, помогающие дошкольникам принципиально постигать и понимать категории математики
|