«Особенности межличностных отношений в старшей группе» |
Психология | |||
Автор: Люлина Татьяна Васильевна | |||
16.08.2015 00:16 | |||
«Особенности межличностных отношений в старшей группе» Проблема межличностных отношений старших дошкольников на сегодняшний день является одной из актуальных. Это связано с тем, что межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает во взаимодействие с ними. Поэтому опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Первое общение с людьми также во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди детей в группе зави-сит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений с детьми. В условиях дошкольного учреждения, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. На развитие личности ребенка влияет целая группа сверстников. На каждом этапе дошкольного возраста влияние на межличностные отношения детей проявляется по-разному. Так, межличностные отношения и общение детей 5-6-летнего возраста имеют свои специфические особенности: у детей возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками, поэтому общение со взрослыми носит второстепенное значение и уходит на второй план; в общении друг с другом дети весьма быстро находят общий язык и среди них уже ярко появляются предпочитаемые и отвергаемые воспитанники. Старший дошкольный возраст отличается богатством коммуникативных действий у детей, чрезвычайной эмоциональной насыщенностью, нестандартностью и нерегламентированностью коммуникативных актов, что позволяет детям легко общаться через игровую деятельность, которая в этом возрасте является ведущей деятельностью. Наряду с потребностью в сотрудничестве в этом возрасте отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребята становятся более доброжелательными, внимательными друг к другу, способными к оказанию помощи и взаимопомощи. В связи с этим, общение между старшими дошкольниками становятся искренними, более чувственными, эмоционально-окрашенными в положительные тона, непринуждёнными, приобретает черты детской дружбы. К старшему дошкольному возрасту значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи, а конкурентные отношения уменьшаются, но сохраняются соревновательное начало в общении у детей. Однако, наряду с этим, в общении детей появляется умение видеть в сверстнике не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования — его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к детям, интересуются их делами, желаниями, потребностями. Тем самым их общение приобретает внеситуативный характер. К пяти-шести годам у воспитанников значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстников. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями детей и эмоционально включены в них. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся помочь им, подсказать правильный ход. Все это может свидетельствовать о том, что действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, как это наблюдается у детей средней группы, а непосредственно на другого ребёнка. У старших дошкольников также возникает бескорыстное желание помочь сверстникам, подарить им что-либо или уступить. И поэтому, злорадство, зависть, конкурентность, как уже было сказано, уходят на второй план, и проявляются реже и не так остро, как ранее. Все это свидетельствует о том, что сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов. Важно отметить, что к 5-6 годам появляется феномен первой детской дружбы. И в детском саду многие воспитанники впервые получают возможность завязать эту дружбу. У детей, имеющих друзей, более позитивная самооценка, они более уверенны в себе. Поддерживать дружбу — значит, делиться игрушками, какими любимыми они бы не были, заступаться друг за друга, помогать в чем-то. Друзья учатся договариваться о том, чтобы время от времени меняться ролями в игре; мириться друг с другом, если произошла ссора; просить прощения у другого; сохранять общие секреты и тайны. В детской дружбе уже сложно найти место взрослому, ведь ее нельзя навязать. И поэтому для старших дошкольников сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем воспитатель или родитель. Но, не смотря на положительные изменения в межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста, конфликтные ситуации ни на одном этапе возрастного развития неизбежны. И среди наиболее типичных для дошкольников вариантов конфликтных отношений к сверстникам являются повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность детей. Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в чувстве своей недооцененности со стороны сверстников, в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций, в ожидании нападения или подвоха со стороны партнера. Обидчивость у детей проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою непризнанность, незамеченность. К этим ситуациям относятся игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны, отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке, неуважительное отношение со стороны других — дразнилки, успех и превосходство других, отсутствие похвалы). Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей и в их отношениях. В поведении застенчивых детей обычно отражается борьба двух противоположных тенденций: ребенок, с одной стороны, хочет подойти к незнакомому взрослому, начинает движение к нему, но по мере приближения останавливается, возвращается назад или обходит нового человека стороной. Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса. Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Отношения с другими для таких детей являются средством самоутверждения и привлечения внимания. Как правило, такие дети стремятся, во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Таким образом, мы увидели, что все выше представленные проявления конфликтного поведения детей лежат в сфере отношений со сверстниками, общение с которыми для ребят в старшем дошкольном возрасте имеет первостепенное значение. В заключении стоит подчеркнуть, что межличностные отношения старших дошкольников очень сложны и противоречивы, они имеют свои специфические особенности. Старшие дошкольники в общении своими партнёрами предпочитают видеть не взрослых, как это было ранее, а своих сверстников. Это в основном связано с тем, что общение с детьми более многообразно и в игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры. Также в общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность: дети приобретают способность сочувствовать другим детям, переживать чужие радости и печали как свои собственные. Подготовил: воспитатель МДОУ № 68 г. Белгород Люлина Т.В.
|