Психологические особенности детей трехлетнего возраста. |
Психология | |||
Автор: Исаева Ольга Сергеевна | |||
10.08.2015 16:17 | |||
Психологические особенности детей трехлетнего возраста. Кризис трех лет (Доступный материал для работы с родителями) Сегодня я хочу поговорить с вами о психологических особенностях детей трехлетнего возраста. В первую очередь речь пойдет о так называемом кризисе трех лет. Итак, что же такое «кризис трех лет», как вы считаете? Термин «кризис трех лет» — название весьма условное, так как временные его рамки гораздо шире. Наступить он может и в два, и в три, и даже в четыре года. Все зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка. Любой кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». Многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям, кроме того, ребенок сталкивается с опекой взрослых, которые постоянно контролируют его поведение. «Не ходи туда, нельзя, перестань, сядь и молчи» — вот какие запреты накладывают родители на своих детей, тем самым не дают проявить им свою самостоятельность. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности, но в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. У ребенка в этой ситуации два выхода: сопротивляться или смириться. Вот малыш и сопротивляется, как может! Кризис трех лет наиболее точно выражается в формуле «Я сам!» Хотя ваши дети еще маленькие, но в этом возрасте им хочется стать большими, как мама и папа, и пробовать всё делать самостоятельно. Наряду с развитием положительных качеств личности, таких как самостоятельность, познавательная активность (ближе к четырем годам главным вопросом ребенка становится вопрос «почему», возникают и отрицательные, которые и являются признаками кризиса трех лет. Их семь (так называемое семизвездие): негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание и деспотизм. Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок не делает что-то только потому, что это предложил ему взрослый. При негативизме ребенок делает все наоборот, стараясь ни в коем случае не подчиняться воле взрослого, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он с удовольствием ест. Что делать в этой ситуации – вместо вопроса «Ты будешь кушать?», задать вопрос «Ты будешь кушать рисовую кашу или гречневую?», тем самым вы предоставите ребенку возможность сделать самостоятельный выбор. Второе проявление кризиса – упрямство. Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!». Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил. Что делать? — Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет решение – попросит книжку. При строптивости ребенок выражает недовольство взрослыми и его действиями, всем, что ему предлагают делать. Ребенок проявляет своеволие – то есть стремится все делать сам, даже если этого не умеет. Бывает, что удобнее что-то сделать самому за ребенка, ведь так быстрее. Однако тем самым вы лишите его радости от процесса деятельности. Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Если у вашего ребенка что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о «Протесте – бунте». В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, но не идти на поводу желаний ребёнка. Обесценивание выражается в изменении отношения ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами). Это просто этап исследовательской деятельности ребенка (не нужно путать с агрессией). Позже ребенок поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока ему интересно смотреть на реакцию взрослых (а что будет, если) Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек. Деспотизм выражается как стремление подчинить себе взрослых. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» — это хорошая черта характера, которая помогает человеку быть хозяином жизни, а не ведомым другими людьми. Что можно сделать в этой ситуации? — Уступать ребенку в мелочах. Таким образом, будет ли это семизвездие признаков явлением временным, либо какие-то из негативных проявлений закрепятся у ребенка, зависит только от вас, дорогие родители!
|