Коррекция эмоционально-личностных нарушений у детей с ОНР с использованием песочной терапии, элементов арттерапии и коррекционных упражнений. |
Психология | |||
Автор: Цобехия Анна Юрьевна | |||
10.07.2015 16:40 | |||
Коррекция эмоционально-личностных нарушений у детей с ОНР с использованием песочной терапии, элементов арттерапии и коррекционных упражнений. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение для дальнейшей жизни ребенка. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но когда у ребенка имеются какие-либо нарушения в развитии, то соответственно становление эмоционально-личностной сферы затрудняется. В настоящее время значительно возросло количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Проблема воспитания и обучения детей с ОНР изучалась в работах А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, С.А. Мироновой, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой и др. Нарушение общения и связанное с ним отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к формированию межличностных отношений, данную особенность впервые отметили Е.А. Аркин и Л.И. Божович. Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка, в частности развития эмоционально-личностной сферы. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.
Актуальность нашей работы заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоционально-личностной сферы дошкольника с целью эффективного осуществления работы по развитию эмоций через комплекс терапевтических методов, коррекционно-развивающих занятий с детьми и родителями, а также в повседневной деятельности. Соответственно актуальности данной проблемы перед нами определилась цель исследования: разработка системы комплексной коррекции эмоционально-личностных нарушений у старших дошкольников с ОНР с использованием комплекса терапевтических методов. Чтобы реализовать вышеуказанную цель нам необходимо:
Экспериментальная работа проводилась в период с октября 2011 г. по март 2012г. на базе МБДОУ центре развития ребенка – детском саду №5 «Чебурашка» (санаторного с тубинтоксикацией) г. Новошахтинска Ростовской области. В экспериментальной работе принимали участие 10 детей с ОНР 3 уровня, посещающих старше-подготовительную группу. Для выявления уровня речевого развития детей экспериментальной группы нами была использована методика Е.А. Логиновой, С.Б. Яковлевой, по результатам которой установили, что из десяти детей нет ни одного ребенка с нормой речевого развития, шесть детей имеют средний уровень развития речи, четверо – низкий уровень. С целью выявления особенностей эмоционально-личностной сферы мы выбрали следующие методики:
Изучив состояние эмоционально-личностной сферы мы сделали вывод, что дети с ОНР старшего дошкольного возраста имеют трудности в общении со сверстниками (100% детей экспериментальной группы), испытывают чувство тревоги (90% детей), бывают часто агрессивны по направлению к себе и к окружающим (80% детей). Все вышеуказанные особенности эмоционально-личностной сферы осложняются речевым недоразвитием и в комплексе усложняют коррекционный процесс. Поэтому мы предположили, что для успешности коррекционного процесса, направленного на развитие эмоционально-личностной сферы необходима организация комплексного подхода с использованием различных методов терапии. По степени новизны опыт является поисково-творческим, т. к. при разработке занятий, консультаций и различных мероприятий мы применяли новые сочетания известных методов и приёмов, по-новому рассмотрели степень их воздействия на создание интереса к развитию эмоциональной сферы дошкольников у родителей, педагогов ДОУ и у детей в процессе специально организованных занятий, как с детьми, так и совместно с родителями и педагогами, а также, в повседневной деятельности. Экспериментальная работа осуществлялась нами фронтально, на индивидуальных занятиях, а также малыми группами. Занятия проводились 3 раза в неделю, и их продолжительность составляла 30-40 минут. В ходе коррекционной работы, направленной на улучшение эмоционально-личностного развития были использованы следующие методики:
- Групповые психокоррекционные упражнения. В процессе использования вышеуказанных методов мы придерживались следующих принципов гуманистически-ориентированного подхода для эффективности выбранных методов:
- выполнять функцию «зеркала», в котором ребенок видит самого себя. Необходимым условием при использовании данных методов является эмпатическая связь с ребенком и принятие всех его продуктов творчества. В процессе итогового эксперимента мы получили результаты, показывающие качественные изменения в эмоционально-личностном развитии детей с ОНР, в первую очередь изменения в поведении – дети смогли почувствовать свою успешность, что способствовало повышению самооценки, дети стали терпеливее, увереннее в себе. Также отмечается снижение уровня тревожности, ослабление агрессивных тенденций, дети стали общительней, чаще вступают в игровые объединения, снизилась конфликтность. В отношении познавательных процессов отмечается развитие мышления и воображения. Проведенная коррекционно-развивающая работа по улучшению состояния эмоционально-личностной сферы у старших дошкольников с ОНР подтвердила предположение о том, что организация комплексной коррекции эмоционально-личностных нарушений у старших дошкольников с ОНР с включением терапевтических методов позволила повысить эффективность коррекционной работы. Литература:
6.
|