Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Коррекция эмоционально-личностных нарушений у детей с ОНР с использованием песочной терапии, элементов арттерапии и коррекционных упражнений.
Психология
Автор: Цобехия Анна Юрьевна   
10.07.2015 16:40

Коррекция эмоционально-личностных нарушений у детей с ОНР с использованием песочной терапии, элементов арттерапии и коррекционных упражнений.Коррекция эмоционально-личностных нарушений у детей с ОНР с использованием песочной терапии, элементов арттерапии и коррекционных упражнений.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение для дальнейшей жизни ребенка.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но когда у ребенка имеются какие-либо нарушения в развитии, то соответственно становление эмоционально-личностной сферы затрудняется.

В настоящее время значительно возросло количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Проблема воспитания и обучения детей с ОНР изучалась в работах А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, С.А. Мироновой, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой и др. Нарушение общения и связанное с ним отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к формированию межличностных отношений, данную особенность впервые отметили Е.А. Аркин и Л.И. Божович.

Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка, в частности развития эмоционально-личностной сферы. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.

 

Скачать конспект

Актуальность нашей работы заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоционально-личностной сферы дошкольника с целью эффективного осуществления работы по развитию эмоций через комплекс терапевтических методов, коррекционно-развивающих занятий с детьми и родителями, а также в повседневной деятельности.

Соответственно актуальности данной проблемы перед нами определилась цель исследования: разработка системы комплексной коррекции эмоционально-личностных нарушений у старших дошкольников с ОНР с использованием комплекса терапевтических методов. Чтобы реализовать вышеуказанную цель нам необходимо:

  1. Изучить психолого-педагогические и специальные исследования по проблеме организации комплексного подхода к коррекции эмоционально-личностного развития у старших дошкольников с ОНР;
  2. Изучить особенности эмоционально-личностного развития у старших дошкольников с ОНР экспериментальной группы в ходе констатирующего эксперимента;
  3. Разработать систему комплексной коррекции эмоционально-личностных нарушений у старших дошкольников с ОНР с использованием различных методов терапии;
  4. В ходе экспериментального обучения определить содержание и формы использования различных видов терапии в коррекционной работе по эмоционально-личностному развитию детей с ОНР;
  5. Внедрить разработанную нами систему коррекции эмоционально-личностных нарушений у старших дошкольников с ОНР в ходе экспериментального обучения;
  6. Выявить эффективность выделенных условий реализации комплексного подхода в коррекции эмоционально личностного развития старших дошкольников с ОНР в ходе экспериментального исследования.

Экспериментальная работа проводилась в период с октября 2011 г. по март 2012г. на базе МБДОУ центре развития ребенка – детском саду №5 «Чебурашка» (санаторного с тубинтоксикацией) г. Новошахтинска Ростовской области. В экспериментальной работе принимали участие 10 детей с ОНР 3 уровня, посещающих старше-подготовительную группу.

Для выявления уровня речевого развития детей экспериментальной группы нами была использована методика Е.А. Логиновой, С.Б. Яковлевой, по результатам которой установили, что из десяти детей нет ни одного ребенка с нормой речевого развития, шесть детей имеют средний уровень развития речи, четверо – низкий уровень.

С целью выявления особенностей эмоционально-личностной сферы мы выбрали следующие методики:

  1. Таблица для бесед с родителями «Нарушения поведения у детей» (Т. Хельбрюгге, Г. Деринг);
  2. Опросник для родителей «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» (Н. Л. Кряжева);
  3. Тест для родителей «Оценка уровня тревожности» (А. И. Захаров);
  4. Анкета для воспитателей «Выявление эмоционально неблагополучных детей»;
  5. Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» (Р. Берне) — оценка агрессивности и других видов поведения;
  6. Тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой) — диагностика уровня тревожности;
  7. Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова) — выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее направленности и интенсивности;
  8. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).

Изучив состояние эмоционально-личностной сферы мы сделали вывод, что дети с ОНР старшего дошкольного возраста имеют трудности в общении со сверстниками (100% детей экспериментальной группы), испытывают чувство тревоги (90% детей), бывают часто агрессивны по направлению к себе и к окружающим (80% детей).

Все вышеуказанные особенности эмоционально-личностной сферы осложняются речевым недоразвитием и в комплексе усложняют коррекционный процесс. Поэтому мы предположили, что для успешности коррекционного процесса, направленного на развитие эмоционально-личностной сферы необходима организация комплексного подхода с использованием различных методов терапии.

По степени новизны опыт является поисково-творческим, т. к. при разработке занятий, консультаций и различных мероприятий мы применяли новые сочетания известных методов и приёмов, по-новому рассмотрели степень их воздействия на создание интереса к развитию эмоциональной сферы дошкольников у родителей, педагогов ДОУ и у детей в процессе специально организованных занятий, как с детьми, так и совместно с родителями и педагогами, а также, в повседневной деятельности.

Экспериментальная работа осуществлялась нами фронтально, на индивидуальных занятиях, а также малыми группами. Занятия проводились 3 раза в неделю, и их продолжительность составляла 30-40 минут.

В ходе коррекционной работы, направленной на улучшение эмоционально-личностного развития были использованы следующие методики:

  • Песочная терапия (sand play) — основоположник использования песка в психотерапевтической помощи Карл Густав Юнг, создатель метода Дора Калфф
  • Элементы арттерапии – построен на теории психомоторной связи (И. М. Сеченов, К.Г. Юнг)

- Групповые психокоррекционные упражнения.

В процессе использования вышеуказанных методов мы придерживались следующих принципов гуманистически-ориентированного подхода для эффективности выбранных методов:

  • установление непринужденных дружеских отношений с ребенком
  • принятие ребенка таким, каков он есть
  • ненавязчиво добиваться того, чтобы ребенок открыто говорил о своих чувствах
  • понять чувства ребенка, пытаться обратить его внимание на себя самого
  • позволить ребенку самому регулировать динамику игрового процесса
  • вводить лишь те ограничения, которые связаны с реальной жизнью

- выполнять функцию «зеркала», в котором ребенок видит самого себя.

Необходимым условием при использовании данных методов является эмпатическая связь с ребенком и принятие всех его продуктов творчества.

В процессе итогового эксперимента мы получили результаты, показывающие качественные изменения в эмоционально-личностном развитии детей с ОНР, в первую очередь изменения в поведении – дети смогли почувствовать свою успешность, что способствовало повышению самооценки, дети стали терпеливее, увереннее в себе. Также отмечается снижение уровня тревожности, ослабление агрессивных тенденций, дети стали общительней, чаще вступают в игровые объединения, снизилась конфликтность. В отношении познавательных процессов отмечается развитие мышления и воображения.

Проведенная коррекционно-развивающая работа по улучшению состояния эмоционально-личностной сферы у старших дошкольников с ОНР подтвердила предположение о том, что организация комплексной коррекции эмоционально-личностных нарушений у старших дошкольников с ОНР с включением терапевтических методов позволила повысить эффективность коррекционной работы.

Литература:

  1. Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия. СПб, 2004
  2. Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей. Комсомольск-на-Амуре: изд-во Госпединститута, 1997
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: АПКиПРО, 2000
  4. Эберлейн Г. Страхи детей: Практическое пособие для родителей. – М.: Знание, 1981
  5. Фурманов И.А. Детская агрессивность; психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурманов, — Минск, 1996.

6.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год