Из опыта внедрения приёмов создания и ведения социально-психологических тренингов в моей практике. |
Психология | |||
Автор: Ильина Елена Сергеевна | |||
23.06.2015 19:37 | |||
Из опыта внедрения приёмов создания и ведения социально-психологических тренингов в моей практике. (Старший дошкольный возраст). Ильина Елена Сергеевна, Педагог-психолог, ГБОУ детского сада №2497, ЮВАО г. Москвы Одной из основных задач педагога-психолога в ДОУ является подготовка отстающих детей к школе, т.е. коррекционно-развивающая деятельность. У детей в старшем дошкольном возрасте игровая деятельность все еще преобладает над учебной. Им порой бывает очень трудно сконцентрироваться на сложных заданиях и выполнить их успешно. Социально-психологический тренинг позволяет психологу подготовить детей к школе в игровой, более занимательной для них форме.
Что же такое психологический тренинг? Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. В "Психологическом словаре" (1990) социально-психологический тренинг определяется как "область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении". Групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности. Тренинг – это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом. Целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. Специфические черты и основные парадигмы тренинга Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:
Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:
Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы. "Дрессировщик" полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. "Тренер" делегирует "тренируемым" только малую часть ответственности и занимается "натаскиванием" для развития необходимых умений и навыков. "Учитель" способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию "сверху" и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них. "Ведущий" берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений. Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор и др. Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений. Кроме того, в литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы. Как я использую социально-педагогические тренинги на практике. Коррекционно-развивающие тренинги Я начинаю выявлять уровень подготовленности детей к школе во время первого этапа психодиагностики в начале учебного года. Воспитанники, получившие низкие результаты составляют группу коррекции. С ними проводятся коррекционные и развивающие занятия в течение всего года. Коррекция — это развитие, стимулирование потенциальных возможностей детей, выравнивание тех психологических трудностей, которые связаны с формированием интеллектуальных структур и личностных особенностей детей. В систему коррекции входят развивающие занятия и комплекс тренингов, имеющих определенную направленность. Развивающие занятия — это комплекс игр и упражнений, направленных на стимулирование активности познавательных процессов. Структура занятий построена так, чтобы дети имели возможность самостоятельно решать проблемные задачи, экспериментировать индивидуально или коллективно. Снимается информативная, дидактическая функция педагога, так как предельная активность в получении результата предоставляется детям. Дети обучаются самостоятельно планировать практические и мыслительные действия, корректировать свои ошибки, адекватно оценивать результат деятельности, согласовывать свои действия с действиями сверстников. Принцип построения коррекционно-развивающих тренингов:
- наибольшая нагрузка приходится на комплекс игр, активизирующих мыслительные операции и процессы памяти. Для постепенного снижения интенсивной нагрузки на мозг ребенка включаются игры, развивающие воображение и в заключение предлагаются игры-шутки. На протяжении всего занятия поддерживается мажорный, эмоциональный фон для всех детей. Длительность занятия 30-45 мин. Количество детей, участвующих в нем зависит от имеющегося количества комплектов игрового материала. При проведении таких занятий у детей повышается познавательная активность, успешность в обучающих занятиях, реализуется потребность в интеллектуальной нагрузке. Коррекционно-развивающие занятия, тренинги по содержанию и выполняемым функциям направлены на развитие интеллектуальных структур дошкольников, имеющих средне-низкий и низкий уровень развития. Использование коррекционных тренингов значительно улучшает состояние ребенка. Социально-психологические тренинги Не менее важным критерием готовности ребенка к школе является личностная готовность. Она оценивается по уровню развития у ребенка мотивационной сферы и коммуникативных способностей, которые рассматриваются как умение ребенка подчинять свои желания сознательно принятым намерениям и правильно воспроизводить социальные нормы поведения. Для этого необходимо развивать у ребенка такое психическое образование как "эмоциональная децентрация" (умение представлять себя на месте другого и сопереживать), неразвитость которой в этом возрасте ведет к отклонениям формирования личности к неадекватной самооценке, смещенному уровню притязаний, к деформации модели личностного поведения. В совокупности у ребенка развиваются либо глобальный эгоцентризм, либо инфантильность, проявляющихся в симптомокомплексах: незащищенность, неуверенность, тревожность, комплекс неполноценности, враждебность, конфликтность, агрессивность. Чтобы снять у детей подобные симптомы, я провожу социально-психологический тренинг. Основные требования к проведению социально-психологического тренинга в ДОУ:
В структуру тренинга входит: Игры — путешествия, имеющие сходство со сказкой, отражающие реальные события. Они связаны с развитием сюжета, моделированием ситуации, фантазированием. Игры — поручения, содержание которых заключается в том, что перед детьми ставятся задачи, ситуации осмысления последующего события. Дети высказывают предположения исходя из своего опыта. Игры — дискуссии. В основе их лежит общение ведущего с детьми и детей друг с другом. Ценность этих игр в том, что они предъявляют требование к самовыражению, развивают умение слушать друг друга и слышать взрослого, умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения, умение участвовать в беседе. Игры — упражнения требуют тренировки внимания, наблюдательности, памяти, зрительного и слухового восприятия, произвольности поведения. В конце тренинга можно провести психогимнастические упражнения для снятия напряжения, утомления, повышенной активности. Конспект социально-психологического тренинга для детей старшего дошкольного возраста Занятие №1. Задачи: так как участники тренинга знакомы друг с другом, первое занятие направлено прежде всего на развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу. Ход тренингового занятия 1) Мотивационный этап занятия. Приветствие. (5 – 7 мин.) Упражнение «Вежливые слова» Все встают в круг. Психолог, передавая мяч стоящему справа от него ребенку, вежливо говорит что-нибудь, например: «С добрым утром Саша!». Ребенок берет мяч и передает его соседу, произнося при этом любые «вежливые слова». В ходе игры детям нужно вспомнить как можно больше вежливых или просто добрых слов. 2) На втором этапе воспитанникам предъявляется проблема. Обозначение проблемы происходит в игровой форме. Можно прочитать детям стишок или считалку. (2-3 мин.) Упражнение «Школьные правила» Психолог читает рифмовку: Учитель входит — надо встать Затем дети, произнося слова рифмовки, выполняют описываемые в ней действия. 3) На когнитивном этапе у детей формируются определенные навыки и умения, воспитанники узнают что то новое. (7 – 9 мин.) Упражнение «Классификация» На столе каждого ребенка набор из четырех предметных картинок. Психолог говорит: - У вас есть четыре картинки. Две из них относятся к одной группе, они чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а две — к другой, их тоже можно назвать одним словом. Положите две похожие картинки слева, а две другие похожие — справа. Психолог подходит к каждому ребенку и просит его объяснить свое решение, а при необходимости оказывает разъяснительную помощь. Психолог просит детей оставаться на местах, пока он не соберет картинки, а дежурные — тетради и карандаши. Чтобы воспитанники немного отдохнули необходимо произвести смену деятельности, в этом нам поможет физкультминутка. (2-мин.) Физкультминутка Буратино потянулся, Чтобы ключик нам достать Так как, тренинговые занятия с дошкольниками направлены на формирование у них определенных качеств, в данном случае – подготовка к школе, можно использовать некоторые методики диагностики готовности к школьному обучению. (7 мин.) Задание для диагностики тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации Дети садятся за столы. Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок. 4) На деятельностном этапе психолог моделирует ситуации, в которых дети могут использовать полученные только что знания. Можно провести беседу с детьми, о том как мы используем навыки классификации в жизни, задать вопросы. 5) Заключительный этап или рефлексивный. На этом этапе можно побеседовать с детьми о том, что нового они узнали сегодня, понравились ли им игры и упражнения. Также дети могут изобразить свои ощущения и переживания от занятия в тетрадках, нарисовать свободный рисунок для психолога, что также является диагностикой эмоционально-личностной сферы дошкольника.
|