СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Психология | |||
Автор: Ерсонина Елена Николаевна | |||
24.02.2015 00:02 | |||
СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад № 376 «Дельфиненок» Автор-составитель: Ерсонина Е.Н – старший воспитатель высшей квалификационной категории. г. Новосибирск В качестве приоритетных задач работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста выделяют следующие:
Знакомясь с основными свойствами и их словесными обозначениями, ребенок начинает легче ориентироваться в окружающем мире, помогают детям правильно анализировать различные формы предметов, их цвет и воспроизводить полученные знания и умения затем в рисунках, поделках и т.д. Одним из средств реализации сенсорного воспитания стало разработанное нами учебно-наглядное пособие «Стенд восприятия цвета». Стенд состоит из четырех частей, окрашенных в основные цвета, на которых размещены предметы окружающего мира, имеющие постоянный признак цвета. Основные задачи:
Восприятие тесно связано с речью. При недостаточном развитии у дошкольников способности воспринимать окружающий мир их представления о предметах неполны, фрагментарны, отличаются сниженной степенью обобщенности. Все это приводит к обеднению словарного запаса. Другими важными средствами сенсорного воспитания являются дидактические игры и упражнения, такие как: «Спрячь мышку от кошки», «Сложи картинку», «Найди подходящую заплатку» и т.д.. По содержанию эти игры весьма разнообразны, направлены на совершенствование представлений о величине, форме и цвете. Они включают занимательные умственные задачи в сочетании с активными действиями по использованию эталонов цвета. Цветовой материал подбирается с учетом доступности для активного восприятия малышей и его обследования. При подведении итогов игры внимание детей акцентируется на их успехах, например, у одного следует отметить быстроту реакции (на цвет, форму), у другого — безошибочность действий при восприятии цвета (формы, величины), у третьего — тщательность и аккуратность в процессе работы и т.д. Ценность этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства: цвет, форму, величину, но и в том, что, благодаря заложенному в играх элементу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им. Игра «Спаси мышку» Цели: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; упражнять в выделении заданного цвета из нескольких, закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый и зеленый цвета. Материал: плоскостные домики-норки красного, синего, зеленого, желтого, черного, белого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники- «двери» аналогичных цветов. Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога — «двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти. Игра «Сложи картинку» Цели: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контурную схему; развивать пространственное мышление, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность. Материал: карточки с аппликацией гусеницы, цыпленка, домика, вагона, гриба, снеговика. Детали изображений этих предметов таких же цветов. Дети рассматривают картинку и, ориентируясь на цвет, составляют такое же изображение из предложенных деталей. Игра «Чудо-паровоз» Цели: учить детей конструировать с учетом цвета (выделять и называть основные цвета: желтый, синий, красный, зеленый, а также черный и белый); выделять и называть части паровоза: колеса, вагоны; продолжать развивать мелкую моторику. Материал: плоскостные изображения паровоза и вагонов красного, синего, желтого, зеленого, черного, белого цветов; пробки от пластиковых бутылок таких же цветов (по 2 шт. каждого цвета). Предложить детям помочь паровозику — починить его (подарить ему новые колеса). Варианты выполнения задания:
Игра «Бабочка» Цели: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый и зеленые цвета. Материал: плоскостное изображение бабочки с крыльями основных цветов; пробки от пластиковых бутылок таких же цветов (по 3 шт. на каждое крылышко). Предложить детям сделать бабочку красивой (подобрать узор). Варианты выполнения:
Игра «Найди цветок для бабочки» Цели: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении; обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета». Материал: четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый, зеленый); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы. Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы — посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце работы дети называют цвет бабочек и цветков. Игра «Водопой» Цели: закрепить умение выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств: формы и величины; продолжать формировать умение выбирать форму, ориентируясь на слово, и по возможности называть ее, знать, находить по слову и называть домашних животных. Материал: игрушечные домашние животные: корова, собака, кошка, лошадь, свинья, их детеныши; набор поилок (квадратные, круглые, треугольные, прямоугольные); игрушечный кувшинчик. Предложить ребенку налить в поилки воду и напоить животных. Выполнять задание по словесному указанию педагога: «Налей воды в большую круглую поилку. Пригласи корову с теленком к поилке» и т.д. Игра «На лыжне» Цели: учить сопоставлять предметы по двум существенным признакам: цвету и величине; знать и обозначать словом три величины: «длинные», «покороче», «короткие» (лыжи или лыжные палочки); выбирать лыжи определенной длины по просьбе взрослого; подбирать к лыжам лыжные палки такой же длины (длинные, покороче, короткие); знать, называть существительные «лыжи», «лыжные палки», глагол множественного числа «катаются». Материал: картина с изображением членов семьи на лыжах; плоскостное изображение лыжных палочек разной величины и Цвета. Предложить ребенку раздать лыжные палочки всем членам семьи, изображенным на картинке. Назвать величину лыж и лыжных палок папиных, маминых и ребенка. Игра «Найди друга» Цели: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание. Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого; бубен. Педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: друга, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют, например: «У нас флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки. Игра «Фигура — заплатка» Цели: упражнять детей в различении и сравнении фигур по цвету и форме, нахождении тождества и в выборе фигур соответствующей формы из нескольких; формировать внимание, сосредоточенность, речь. Материал: карточка с контурным изображением геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника; наборы геометрических фигур красного, синего, желтого, зеленого, черного, белого цветов соответствующей формы. Рассмотреть карточку с геометрическими фигурами, назвать их форму. Отобрать необходимые фигуры среди множества разноцветных, объяснить свои действия. Игра «Помоги лесным жителям найти свой дом» Цели: учить соотносить геометрические фигуры, называть их форму (круг, квадрат, треугольник); знать и называть диких животных и их дома. Материал: плоскостные изображения диких животных с ошейниками в виде геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника); картина с изображением домов диких животных: норы, берлоги, дупла в виде круга, квадрата, треугольника. Предложить детям вспомнить и сказать, как называется дом каждого из пришедших в гости к ним диких животных. Предложить найти дома животных с различным геометрическим входом в них, используя подсказку: на шее у животных ошейники с такими же геометрическими фигурами, как и вход в их дом.
|