Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психология
Автор: Ерсонина Елена Николаевна   
24.02.2015 00:02

СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад № 376 «Дельфиненок»

Автор-составитель:

Ерсонина Е.Н – старший воспитатель высшей квалификационной категории. г. Новосибирск

В качестве приоритетных задач работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста выделяют следующие:

Скачать конспект

  • создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
  • формирование умений выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам;
  • совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
  • обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать его в речи. Основной метод сенсорного воспитания — обследование, в процессе которого дети учатся различать такие свойства предметов и явлений, как величина, Форма, пространственные отношения, цвет и т.д.

Знакомясь с основными свойствами и их словесными обозначениями, ребенок начинает легче ориентироваться в окружающем мире, помогают детям правильно анализировать различные формы предметов, их цвет и воспроизводить полученные знания и умения затем в рисунках, поделках и т.д.

Одним из средств реализации сенсорного воспитания стало разработанное нами учебно-наглядное пособие «Стенд восприятия цвета». Стенд состоит из четырех частей, окрашенных в основные цвета, на которых размещены предметы окружающего мира, имеющие постоянный признак цвета.

Основные задачи:

  • формировать первоначальные представления об эталонах цвета;
  • развивать зрительную, перцептивную ориентировку при восприятии цвета;
  • стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет»;
  • упражнять в применении обобщающего понятия «цвет» в практической деятельности;
  • знакомить детей с предметами окружающего мира, имеющими постоянный признак

Восприятие тесно связано с речью. При недостаточном развитии у дошкольников способности воспринимать окружающий мир их представления о предметах неполны, фрагментарны, отличаются сниженной степенью обобщенности. Все это приводит к обеднению словарного запаса.

Другими важными средствами сенсорного воспитания являются дидактические игры и упражнения, такие как: «Спрячь мышку от кошки», «Сложи картинку», «Найди подходящую заплатку» и т.д.. По содержанию эти игры весьма разнообразны, направлены на совершенствование представлений о величине, форме и цвете. Они включают занимательные умственные задачи в сочетании с активными действиями по использованию эталонов цвета. Цветовой материал подбирается с учетом доступности для активного восприятия малышей и его обследования.

При подведении итогов игры внимание детей акцентируется на их успехах, например, у одного следует отметить быстроту реакции (на цвет, форму), у другого — безошибочность действий при восприятии цвета (формы, величины), у третьего — тщательность и аккуратность в процессе работы и т.д.

Ценность этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства: цвет, форму, величину, но и в том, что, благодаря заложенному в играх элементу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.

Игра «Спаси мышку»

Цели: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; упражнять в выделении заданного цвета из нескольких, закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый и зеленый цвета.

Материал: плоскостные домики-норки красного, синего, зеленого, желтого, черного, белого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники- «двери» аналогичных цветов.

Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога — «двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти.

Игра «Сложи картинку»

Цели: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контурную схему; развивать пространственное мышление, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

Материал: карточки с аппликацией гусеницы, цыпленка, домика, вагона, гриба, снеговика. Детали изображений этих предметов таких же цветов.

Дети рассматривают картинку и, ориентируясь на цвет, составляют такое же изображение из предложенных деталей.

Игра «Чудо-паровоз»

Цели: учить детей конструировать с учетом цвета (выделять и называть основные цвета: желтый, синий, красный, зеленый, а также черный и белый); выделять и называть части паровоза: колеса, вагоны; продолжать развивать мелкую моторику.

Материал: плоскостные изображения паровоза и вагонов красного, синего, желтого, зеленого, черного, белого цветов; пробки от пластиковых бутылок таких же цветов (по 2 шт. каждого цвета).

Предложить детям помочь паровозику — починить его (подарить ему новые колеса). Варианты выполнения задания:

  1. подобрать колеса такого же цвета, как цвет паровоза и вагонов;
  2. подобрать колеса контрастного цвета (по просьбе взрослого);
  3. подобрать колеса такого цвета, какого хочет ребенок, надо просить его назвать цвет вагонов, паровоза и колес.

Игра «Бабочка»

Цели: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый и зеленые цвета.

Материал: плоскостное изображение бабочки с крыльями основных цветов; пробки от пластиковых бутылок таких же цветов (по 3 шт. на каждое крылышко).

Предложить детям сделать бабочку красивой (подобрать узор). Варианты выполнения:

  1. подобрать узор такого же цвета, как цвет крылышка бабочки;
  2. подобрать узор контрастного цвета (по просьбе взрослого);
  3. подобрать узор любого цвета, но попросить ребенка назвать цвет узора и крылышка.

Игра «Найди цветок для бабочки»

Цели: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении; обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета».

Материал: четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый, зеленый); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы.

Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы — посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце работы дети называют цвет бабочек и цветков.

Игра «Водопой»

Цели: закрепить умение выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств: формы и величины; продолжать формировать умение выбирать форму, ориентируясь на слово, и по возможности называть ее, знать, находить по слову и называть домашних животных.

Материал: игрушечные домашние животные: корова, собака, кошка, лошадь, свинья, их детеныши; набор поилок (квадратные, круглые, треугольные, прямоугольные); игрушечный кувшинчик.

Предложить ребенку налить в поилки воду и напоить животных. Выполнять задание по словесному указанию педагога: «Налей воды в большую круглую поилку. Пригласи корову с теленком к поилке» и т.д.

Игра «На лыжне»

Цели: учить сопоставлять предметы по двум существенным признакам: цвету и величине; знать и обозначать словом три величины: «длинные», «покороче», «короткие» (лыжи или лыжные палочки); выбирать лыжи определенной длины по просьбе взрослого; подбирать к лыжам лыжные палки такой же длины (длинные, покороче, короткие); знать, называть существительные «лыжи», «лыжные палки», глагол множественного числа «катаются».

Материал: картина с изображением членов семьи на лыжах; плоскостное изображение лыжных палочек разной величины и Цвета.

Предложить ребенку раздать лыжные палочки всем членам семьи, изображенным на картинке. Назвать величину лыж и лыжных палок папиных, маминых и ребенка.

Игра «Найди друга»

Цели: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.

Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого; бубен.

Педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: друга, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют, например: «У нас флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки.

Игра «Фигура — заплатка»

Цели: упражнять детей в различении и сравнении фигур по цвету и форме, нахождении тождества и в выборе фигур соответствующей формы из нескольких; формировать внимание, сосредоточенность, речь.

Материал: карточка с контурным изображением геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника; наборы геометрических фигур красного, синего, желтого, зеленого, черного, белого цветов соответствующей формы.

Рассмотреть карточку с геометрическими фигурами, назвать их форму. Отобрать необходимые фигуры среди множества разноцветных, объяснить свои действия.

Игра

«Помоги лесным жителям найти свой дом»

Цели: учить соотносить геометрические фигуры, называть их форму (круг, квадрат, треугольник); знать и называть диких животных и их дома.

Материал: плоскостные изображения диких животных с ошейниками в виде геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника); картина с изображением домов диких животных: норы, берлоги, дупла в виде круга, квадрата, треугольника.

Предложить детям вспомнить и сказать, как называется дом каждого из пришедших в гости к ним диких животных. Предложить найти дома животных с различным геометрическим входом в них, используя подсказку: на шее у животных ошейники с такими же геометрическими фигурами, как и вход в их дом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год