Воспитание современного поколения детей. |
Психология | |||
Автор: Вишняков Алексей Александрович | |||
22.02.2015 21:23 | |||
Воспитание современного поколения детей. Межличностные отношения. Меняются времена, а вместе с ними изменяются и ценности в воспитании подрастающего поколения. Дети сегодня – это не те дети, которых мы видели десять лет назад. Работники сферы образования привыкли к одним стандартам, но им необходимо учитывать влияние окружающего социума на детей. Что бы понять подрастающее поколение, необходимо изменять собственные представления и убеждения, согласно новым подходам в педагогике. Многие привыкли «вешать» на детей различные ярлыки, так проще. А задумывались вы хоть раз, что этих детей везде встречают по «приклеенным» когда – то ярлыкам. Что же делать? А давайте просто посмотрим на наших воспитанников с другой стороны, не используя старые клише и убеждения. Старые убеждения:
Благодаря таким убеждениям получается следующая схема: Плохое поведение ребенка Плохой ребенок Я плохой родитель Тотальный и деспотичный контроль над детьми. Но все эти рассуждения приводят к самоуспокоению родителей и хроническому стрессу для детей. Мы думаем, что дисциплинируем их, а на самом деле – расшатываем хрупкую детскую психику. Как же справиться с педагогической задачей и правильно воспитывать наше подрастающее поколение? Давайте сменим наши убеждения и попробуем посмотреть на поведение детей по – другому. Научитесь признавать их чувства и эмоции. Ведь поведение детей – это прямое сообщение нам, взрослым, из глубин детской души. Попробуем их понять, используя новые убеждения:
Благодаря им строится следующая схема: Плохое поведение ребенка Ребенок разочарован, подавлен, протестует Я должен найти пути помощи ребенку и его основные потребности Влияние взрослого на поведение основывается на любви и уважении его и себя Во многих семьях рождаются по два и более ребенка. Как не потерять контакт с ними и какие подводные камни грозят этим детям во взрослом периоде? Единственный ребенок. Самое слабое место – взаимоотношение со сверстниками. Для профилактировния замкнутости и развития коммуникабельности необходимо ходить с ним в гости, приглашать гостей к себе домой, проводить вечеринки в компании друзей, приглашать гувернеров и нянечек, давать возможность посещать учебные группы с другими детьми. Так же необходимо говорить о его достижениях, как о победе, так как единственные дети пытаются сравнить себя с родителями, а потом всю жизнь пытаются кого – копировать и догонять, игнорируя собственные достижения. Первый ребенок Терпеть не может нравоучений, ему кажется, что на него все время давят и им манипулирует. Общение с первенцами во взрослом возрасте ярко показывает сценарий развития их детских взаимоотношений с родителями. Этих детей нужно научиться просить что – либо сделать, а не давить на них. Лучший контакт с этими детьми достигается при обращении к ним, находясь глаза в глаза на одном уровне. Негативно воспринимают обращение сверху вниз, так как в детском возрасте родители оказывали психологическое давление находясь именно на этом уровне, согласно своему росту. Этих детей нужно учить получать радость от участия в процессе деятельности, поощрять к участию, но не к стремлению к победе. Им нужно позволять ошибаться, доводить до них, что на ошибках учатся и что ошибка – это не трагедия. Научите детей с любовью принимать свои ошибки. Ведь в семье они и так старшие дети. Для средних и младших они – эталон. Эти дети очень болезненно переживают свои ошибки, а взрослые часто упрекают их в подаче плохого примера для младших членов семьи. Второй ребенок Необходимо поощрять его уникальность. Всегда избегайте сравнения с первенцем, ведь они разные и не могут одинаково хорошо делать одно и тоже действие. Нужно научиться не вмешиваться в конфликтные ситуации, возникающие у него со старшим ребенком, если обстоятельства мирного решения спора очевидны. Средние дети Чаще всего именно ему уделяется меньше всего внимания в семьях. Необходимо выделить время только для ребенка. Обязательно спрашивать личное мнение, подчеркивать уникальность личности. Дать обязанности по дому и позволять лидировать. Позволять быть правым. Младшие дети Учить независимости. Не спасать от конфликтных ситуаций. Не считать во всем «ребенком». Обязательно поощрять доверие к себе. Позволять быть лидером. Мы должны помочь ребенку не чувствовать себя одиноким и беспомощным. Необходимо уважать чувства ребенка и учиться чему – то у него. Дети должны понимать, что они значимая фигура в нашей жизни. Необходимо относиться к детям с уважением и признавать их как личность. И хотя бы 15 минут в день пообщайтесь с ними неформально: глаза ребенка и ваши на одном уровне, а не с верху вниз, прикосновение к руке во время разговора, иметь с ребенком какой – то общий интерес. Чаще используйте демократические методы: стучаться, спрашивать «не против», не наблюдать за процессом, спрашивать «можно посмотреть», не разговаривать искаженным тоном. Подбадривайте детей. Будьте твердыми, но любящими. Самое главное – научиться замечать наших детей, а не отмахиваться от них, подменяя общение с собой телевизором и компьютером. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей. Наши дети очень хорошо считывают наше настроение. Их чувствительный аппарат «Души» — «индикатор чувств» работает безошибочно. Ведь недаром говорят, что ребенка обмануть очень сложно. Родители жалуются на поведение своих детей, а сами не могут понять, что малыши «сканируют» их настроение и используют его для собственных манипуляций при достижении своих целей. Чаще всего, дети демонстрируют «не то» поведение в случае подавленности или эмоциональной нехватки тепла и внимания. Давайте рассмотрим несколько видов ошибочных целей поведения и разберем возможности переориентации поведения наших детей. 1. Каждый ребенок нуждается во внимании взрослого, но не всегда он его получает в достаточном количестве. А мера потребности внимания у каждого ребенка индивидуальна. Если малыш понимает, что родители недостаточно обращают на него внимания, то начинает действовать по – своему. Его мотивация проста: если родители мной занимаются, значит любят. А для этого необходимо все внимание оттянуть на себя. Какие же действия предпринимает ребенок: Мешает, надоедает Может выставлять напоказ или быть «шутом» в школе Может быть ленивым Может действовать слишком активно Заставляет родителей уделять ему внимание Думает: Я любим только, если окружающие обращают на меня внимание Может ныть Может пустить в ход свое обаяние, чрезмерную угодливость Может демонстрировать чрезмерную обидчивость Демонстрация плохой учебы Стандартная реакция родителей: Часто повторяют одно и то же нравоучение Пускается в уговоры Допускает раздражение Впадает в замешательство Думает, что ребенок отнимает много времени Ребенок ему надоедает Реально продуктивное действие: Не заглядывать в глаза Ничего не говорите Без слов дайте ему почувствовать вашу любовь Сразу начните действовать Дополнительная инструкция: Остановиться и подождать, пока ребенок успокоиться. Затем поблагодарите его за это. Воспользуйтесь заранее принятым жестом (условным сигналом). Научите ребенка просить внимание приемлемыми способами. 2. Во взаимоотношениях с детьми можно столкнуться с такой проблемой, как борьба за власть. В данном случае ребенок преследует цель стать хозяином положения, чтобы ник кто не мог им распоряжаться. Какие же действия предпринимает ребенок: Может быть упрямым. Спорит Во всем старается выиграть Часто допускает вранье Не слушается Делает все наоборот Отказ от любого дела Стандартная реакция родителей: Думает, что проиграл Чувствует провокацию Злится Считает, что должен подчинить ребенка Реально продуктивное действие: Сделайте так, чтоб малыш всегда чувствовал себя сильным Научите ребенка говорить «нет» Давать право выбора Используйте переговоры Предупреждайте заранее Узаконьте то, что нельзя изменить 3. Во взаимоотношениях с детьми можно столкнуться с таким проявлением характера как месть. Она рождается, когда ребенок подавлен. Он хочет привить вам собственную боль, которую вы ему принесли словом или делом. Какие же действия предпринимает ребенок: Воровство Злость Обижает братьев наших меньших Разрушает Врет Подставляет других Хочет казаться хуже, чем есть Стандартная реакция родителей: Злится Сведение счетов Наказание Отчуждение от ребенка Игнорирование ребенка Реально продуктивное действие: Не вымещать свою обиду Не наказывать Не опускаться до оскорблений Научить ребенка говорить о своих переживаниях Вспомните то, что вы любите в ребенке Узнайте причину обиды 4. Также вы можете столкнуться с еще одним проявлением – уклонением. Малыш демонстрирует напускную неполноценность. Какие же действия предпринимает ребенок: Всем своим видом говорит: «Оставьте меня в покое» Беспомощен Сдается Не воспринимает требования «Наполеоновские» планы Стандартная реакция родителей: Пытается найти подход Нужно упрашивать Жалость Хочет спасти ребенка Делают за малыша все сами Реально продуктивное действие: Отнестись к ребенку по – дружески Вместе обсудите его страхи Подбадривайте, но не спасайте Научите ребенка прислушиваться к позитивным мыслям Отмечайте его малейшие успехи
|