«Применение арт-терапевтических технологий для стабилизации психоэмоционального состояния дошкольников в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» |
Психология | |||
Автор: Гончаренок Марина Сергеевна | |||
16.10.2021 22:41 | |||
«Применение арт-терапевтических технологий для стабилизации психоэмоционального состояния дошкольников в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» В центр помощи поступают дети в возрасте от трех лет и живут до совершеннолетия. Среди воспитанников в основном преобладает категория несовершеннолетних, которые проживали в семьях, находящихся в социально — опасном положении. Таким образом, дети, попадающие в учреждение, имеют различные отклонения в поведении и состоянии здоровья. Чаще всего это низкий уровень развития познавательной сферы, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Вышеуказанная категория дошкольников характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, чувствительностью, отсутствием достаточных умений саморегуляции, уровнем интеллектуального и психического развития ниже возрастной нормы. Побывавшие в социально-опасном положении дети склонны к проявлению беспокойства, тревоги, недоверия к окружающим, чувства страха, агрессии, подвержены стрессозависимым состояниям.
Психологическая помощь должна заключаться в оказании поддержки личности в её адекватной самооценке, самопознании, преодолении кризисных ситуаций, адаптации в реальных жизненных условиях и достижении психоэмоциональной устойчивости, способствующих саморазвитию и личностному росту. Для стабилизации психоэмоционального состояния применяется ряд различных технологий: здоровьесберегающих, психолого-педагогического сопровождения и арт-терапевтических. Арт-терапия позволяет детям свободно проявлять свою индивидуальность, творчество, проработать внутренние проблемы и травмы. Арт-терапия — область в психологии, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Данный метод включает такие направления как рисуночная терапия, музыкотерапия, песочная терапия, маскотерапия. Преимущества использования арт-терапевтических методов в реабилитации несовершеннолетних:
Песочная терапия — это частный метод арт-терапии (психологии творчества), направленный для оказания психологической помощи через взаимодействие с песком. Она может применяться отдельно, сочетаться с другими техниками и направлениями, а также могут использоваться отдельные элементы песочной терапии в психологическом консультировании. Песочная терапия позволяет по-настоящему выразить проблему, которую они часто не способны вербализовать и объяснить. К тому же, взаимодействие с песком само по себе обладает успокаивающим эффектом, способствует оптимизации и стабилизации эмоционального состояния. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка поведенческих и эмоциональных нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребёнка, снизить эмоциональное напряжение, развить его сенсомоторные навыки. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства. Маскотерапия — инновационная проективная техника, направленная на выявление различных видов неблагополучия детей, а также на активизацию ресурсов. Использование маскотерапии позволяет отработать негативные чувства и эмоции. Данная технология также эффективна в развивающей и психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста: она помогает ребенку проработать психологическую травму и посттравматическую ситуацию, оказывает коррекционное воздействие на эмоциональное состояние. С помощью маски можно также проводить диагностику актуального настроения ребенка и активизировать ресурсы его личности. Рисунок на стекле. Живопись на стекле, является хорошим способом творческого самовыражения детей и способствует развитию у них коммуникативных навыков. Основные целями данной методики является коррекция и профилактика тревожности, стабилизация эмоционального состояния, развитие навыков позитивного взаимодействия, развитие творческого воображения. Также работа с прозрачным мольбертом направлена на обогащение сенсорного опыта, развитие психических процессов и снижение уровня конфликтности в поведении. Таким образом, можно сделать вывод, что применение арт-терапевтических технологий очень позитивно складывается на дальнейшем развитии личности дошкольников. С помощью данных методик дети прорабатывают свои страхи, учатся общаться и доверять окружающим, повышают уровень своей саморегуляции и благодаря этому успешно социализируются в дальнейшей самостоятельной жизни. Также данные методы работы целесообразно применять специалистам, работающим в условиях дошкольных образовательных учреждений для адаптации детей к новым условиям. Педагог-психолог БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 1» Гончаренок Марина Сергеевна
|