Неуверенный ребёнок |
Психология | |||
Автор: Галина Клопшина | |||
22.12.2014 23:51 | |||
Неуверенный ребёнок. Дошкольное детство, как указывают психологи (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Валлон, Р. Заззо), - особо ответственный период в развитии ребёнка, период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребёнка возникает первая модель мира - система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми. Проблеме воспитания произвольного, активного поведения у дошкольников уделяли внимание Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Суровцева, А. П. Усова и др. Малая общительность, неуверенность, застенчивость - это черты характера, которые могут стать тормозом в развитии активности ребёнка, инициативности, а в дальнейшем закрепиться в таких нежелательных качествах, как чрезмерная робость, нерешительность, безынициативность. Нередко у такого ребёнка может сформироваться беспринципность, слепое подражание тому, кто уверенно взял инициативу в свои руки. В каждой группе детского сада можно встретить детей нерешительных, застенчивых, неуверенных. Установить контакты с незнакомым человеком им чрезвычайно трудно. Собственная самооценка, чаще всего, ниже реальных возможностей ("У меня не получиться", "Не знаю"). Как правило, они долго не приступают к выполнению задания, неуверенны в своих возможностях, постоянно ощущают нехватку времени, чтобы завершить работу. Внешне неуверенный ребёнок чаще всего заторможен. замкнут, легко смущается. Развитию неуверенности может способствовать многократный отрицательный прежний опыт в той или иной деятельности, конфликтные отношения со взрослыми и с товарищами, чрезмерная опека родителей или, наоборот, равнодушное отношение окружающих. Эмоциональное неблагополучие ребёнка как в семье, так и детском саду способствует развитию чувству страха, замкнутости, чувства незащищённости, одиночества, недоверия к людям. Отсюда и неудачи в деятельности, и низкий уровень умений и навыков в отдельных видах деятельности. Как же помочь ребёнку? Эмоционально поддержать одобрительным взглядом, улыбкой, мягким поглаживанием руки, ласковым советом. Основной путь коррекции - обеспечение эмоционального благополучия и в семье и в дошкольном учреждении. Это можно создать посредством: -доброжелательного, доверительного отношения; -авансированными положительными оценками; -фиксацией внимания на положительных сторонах личности; -включением в совместную деятельность по желаемому выбору; -посредством привлечения ребёнка в подгруппу детей, где он будет выполнять роль организатора, владеющего информацией. Не следует забывать об индивидуальном подходе. Избегать замечаний в адрес застенчивого ребёнка в присутствии группы. Поощрять при всех его малейшие успехи. Переключать ребёнка с отрицательных переживаний на положительные с помощью драматизированных игр, инсценировок. Только в обстановке доверительности ребёнок легко вступает в контакт со взрослыми, проявляет высокую социальную активность.
|