Учите ребенка чувствовать |
Психология | |||
Автор: Тимофеева Мария Витальевна | |||
12.12.2014 08:31 | |||
«Учите ребенка чувствовать» ИГРА «Эмоции через стекло». Что такое эмоциональная зрелость человека, хорошо или плохо быть эмоционально уравновешенным человеком, что это значит? Согласны ли родители с утверждением, что чувства могут давать человеку большую информацию о самом себе? Легко ли осознавать собственные чувства, передавать их другому? Удается ли понимать чувства другого? Когда мы побуждаем ребенка «прикасаться» к своим чувствам, он получает огромную информацию о самом себе. Детям важно дать понять, что они могут испытывать разные чувства: и радость, и удивление, и раздражение, и обиду, и страх и др. Важно внушать ребенку, что чувствовать что-либо - это нормально, но вот то, что мы делаем иногда, движимые некоторыми чувствами, не всегда хорошо. Очень важно в воздействии на ребенка, в контакте с ним отделять его поведение от его чувств и подсказывать ребенку, исходя из ситуации, более удачное действие, которое не задевало бы окружающих и не унижало бы самого ребенка. Сказать родителям, что наиболее удачным для этого способом является использование в общении с ребенком так называемой техники активного слушания и высказываний в форме «я-сообщений». Активное слушание позволяет не обесценивать чувства ребенка, не показывать превосходства над ним, не подавлять его инициативы, а напротив, выражать ему свое доверие. Например, увидев расстроенного сына, мать говорит ему: «Ты очень огорчен тем, что мальчик взял без разрешения твою лопатку...« или «Тебе очень грустно, потому что ты поссорился с мальчиком из-за игрушки» или «Сейчас я вижу, как ты сильно расстроен...» Подобной фразой взрослый как бы дает ребенку понять, что он знает о его чувствах и желаниях в связи со случившимся, что он понимает и признает чувства ребенка. Форма «я-сообщения» позволяет искренне и эмоционально честно выразить свои чувства по отношению к поведению ребенка в безоценочной форме, сохраняя принятие ребенка, показывая уважение к нему, вместе с тем увеличивая вероятность того, что ребенок изменит свое поведение. Например: «Я начинаю раздражаться, когда вижу на полу игрушки, оставленные без присмотра». Далее предложить несколько заданий на замену оценочной формы сообщения формой «я-высказывания», предварительно уточнив, в чем видится родителю оценочный характер следующих сообщений: «Сколько раз приглашать тебя к столу, надоело повторять одно и то же". «Не мешай мне разговаривать по телефону, займись чем-нибудь». «Когда ты берешь в руки мяч, тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой». Задания на использование техники активного слушания или формы «ты-сообщения». Попробуйте ответить ребенку так, чтобы помочь осознать собственное чувство, возникающее у него в данной ситуации: «Не хочу надевать это платье», «Ни за что не пойду завтра в детский сад», «Сережа ударил меня палкой», «Света отняла у меня куклу», «Не хочу я ложиться спать, не буду ложиться» и др. Полезные советы. Наблюдайте за своим ребенком, обращая внимание на то, какие чувства ему сложнее заметить в себе и выразить, какие чувства ребенок подавляет в себе, избегает их. Привлекайте ребенка к наблюдению за собой, например: «Что сейчас случилось с твоим голосом, он очень тихий». Чаще задавайте ребенку вопрос: «Что ты хотел(а) бы сей-час от меня?" и предлагайте тут же варианты ответа, например: «Может, ты хочешь, чтобы я погладила тебя, пожалела... поцеловала... сказала что-то приятное...»
|