Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Психология
Автор: Наталия Лермонтова   
04.12.2014 09:38

Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возрастаАктуальность выбранной темы.
    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления и речи.
    Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно - логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.
    Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения причинно. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним. Для развития мышления важно научиться делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В нашем примере « Надвигается туча» есть причина, а «Хлынет дождь» - следствие. Мыслительная работа стимулирует речь., а речь, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления . .Конечным результатом обучения языку является собственно связная речь. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов.
    Развитие словесно - логического мышления является новообразованием для старшего дошкольного возраста. Наличие элементов словесно — логического мышления, таких как умение обобщать, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов, анализировать, по мнению Я. Л. Коломинского,  В. А. Крутецкого, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения, оптимальной адаптации к различным общественным отношениям.
    Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме», а также в правильном, четком изложении своих мыслей с помощью слов. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
    Для того, чтобы в некоторой мере  облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение нами и была выбранная данная тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
    
    Целью  данной работы стало определение особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
    
    Задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы развития словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в психологической науке и практике.
2. Разработать систему работы по развитию словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
    
    Методы исследования:
1. Анализ и обобщение психолого — педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика уровня развития словесно — логического мышления на начальном и конечном этапе исследования.
3. Наблюдение.
4. Психолого — педагогический эксперимент.
5. Методы количественной и качественной обработки данных.
    
    Этапы:
    1.  Подготовительный этап :
Изучение и анализ психолого — педагогической литературы по данной теме.
Разработка перспективного плана работы на один учебный год.
Первичная диагностика уровня развития словесно — логического мышления у детей подготовительной к школе группы.
Консультация для родителей и педагогов «Значимость развития словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению».
Составление программы занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них словесно — логического мышления.
Изготовление методического и дидактического материала для занятий по данной проблеме.
2. Основной этап : внедрение данной программы работы в практику (проведение цикла занятий с детьми подготовительной группы по развитию у них словесно — логического мышления).
3. Заключительный этап:
Конечная диагностика уровня развития словесно — логического мышления у детей подготовительной у школе группы.
Подведение итогов полученных знаний и навыков детей  в форме игры «Умники и умницы».
Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.
    
    Масштаб реализации данной работы: соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.
    
    Участники:
Педагог — психолог,
Дети подготовительной группы,
Родители.

Предполагаемые результаты:    
будет разработана эффективная система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них словесно — логического мышления;
родители и педагоги осмыслят значимость развития мышления у детей на данной возрастной ступени;
результаты диагностики словесно — логического мышления на конец учебного года увеличатся в сравнении с началом учебного года, что будет означать эффективность данной проведенной работы;
дети научатся правильно, четко излагать свои мысли с помощью слов;
полученные умения и навыки значительно облегчат процесс включения ребенка в школьное обучение.
    
    Изучение методической литературы по теме самообразования:
Варенцева Н. Развитие умственных способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4
Гольперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. - Спб.: Питер, 2000.
Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1989.
Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1997. - №2.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1999.
Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева  Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1991. - №3.
Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры и тесты. - Волгоград, 1998.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - Спб.: Союз, 1997.
Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997.
Ткаченко Е.В. Учить думать // Дошкольное воспитание. - 1993. - №12.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988.
Ткаченко Т.Д. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников. - М.: АРКТИ, 2008.
Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. - Изд-во Владос, 2013.

    
Сроки проведения
Ход работы
сентябрь
Изучение психолого-педагогической литературы.
Написание перспективного плана работы.
октябрь
Первичная диагностика уровня развития словесно-логического мышления.
ноябрь
Составление программы занятий по данной теме,  конспекты занятий.
Декабрь — апрель Проведение занятий по развитию словесно — логического мышления у старших дошкольников.
Примерные темы занятий ( задачи на причинно-следственные зависимости, задачи на соотнесение понятий и явлений, логико-поисковые задачи, распределение слов по логическому принципу, составление рассказа по картинке, понимание грамматической конструкции предложений, узнавание предметов по признакам и др.)
май
Конечная диагностика уровня развития словесно-логического мышления. Подведение итогов работы. Отчет по теме самообразования. Презентация по теме.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год