Актуальность выбранной темы. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления и речи. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно - логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения причинно. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним. Для развития мышления важно научиться делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В нашем примере « Надвигается туча» есть причина, а «Хлынет дождь» - следствие. Мыслительная работа стимулирует речь., а речь, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления . .Конечным результатом обучения языку является собственно связная речь. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов.
Развитие словесно - логического мышления является новообразованием для старшего дошкольного возраста. Наличие элементов словесно — логического мышления, таких как умение обобщать, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов, анализировать, по мнению Я. Л. Коломинского, В. А. Крутецкого, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения, оптимальной адаптации к различным общественным отношениям. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме», а также в правильном, четком изложении своих мыслей с помощью слов. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. Для того, чтобы в некоторой мере облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение нами и была выбранная данная тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Целью данной работы стало определение особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить современное состояние проблемы развития словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в психологической науке и практике. 2. Разработать систему работы по развитию словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: 1. Анализ и обобщение психолого — педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Диагностика уровня развития словесно — логического мышления на начальном и конечном этапе исследования. 3. Наблюдение. 4. Психолого — педагогический эксперимент. 5. Методы количественной и качественной обработки данных. Этапы: 1. Подготовительный этап : Изучение и анализ психолого — педагогической литературы по данной теме. Разработка перспективного плана работы на один учебный год. Первичная диагностика уровня развития словесно — логического мышления у детей подготовительной к школе группы. Консультация для родителей и педагогов «Значимость развития словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению». Составление программы занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них словесно — логического мышления. Изготовление методического и дидактического материала для занятий по данной проблеме. 2. Основной этап : внедрение данной программы работы в практику (проведение цикла занятий с детьми подготовительной группы по развитию у них словесно — логического мышления). 3. Заключительный этап: Конечная диагностика уровня развития словесно — логического мышления у детей подготовительной у школе группы. Подведение итогов полученных знаний и навыков детей в форме игры «Умники и умницы». Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете. Масштаб реализации данной работы: соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения. Участники: Педагог — психолог, Дети подготовительной группы, Родители.
Предполагаемые результаты: будет разработана эффективная система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них словесно — логического мышления; родители и педагоги осмыслят значимость развития мышления у детей на данной возрастной ступени; результаты диагностики словесно — логического мышления на конец учебного года увеличатся в сравнении с началом учебного года, что будет означать эффективность данной проведенной работы; дети научатся правильно, четко излагать свои мысли с помощью слов; полученные умения и навыки значительно облегчат процесс включения ребенка в школьное обучение. Изучение методической литературы по теме самообразования: Варенцева Н. Развитие умственных способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4 Гольперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1995. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. - Спб.: Питер, 2000. Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1989. Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1997. - №2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1999. Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1991. - №3. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры и тесты. - Волгоград, 1998. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - Спб.: Союз, 1997. Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997. Ткаченко Е.В. Учить думать // Дошкольное воспитание. - 1993. - №12. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988. Ткаченко Т.Д. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников. - М.: АРКТИ, 2008. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. - Изд-во Владос, 2013.
Сроки проведения Ход работы сентябрь Изучение психолого-педагогической литературы. Написание перспективного плана работы. октябрь Первичная диагностика уровня развития словесно-логического мышления. ноябрь Составление программы занятий по данной теме, конспекты занятий. Декабрь — апрель Проведение занятий по развитию словесно — логического мышления у старших дошкольников. Примерные темы занятий ( задачи на причинно-следственные зависимости, задачи на соотнесение понятий и явлений, логико-поисковые задачи, распределение слов по логическому принципу, составление рассказа по картинке, понимание грамматической конструкции предложений, узнавание предметов по признакам и др.) май Конечная диагностика уровня развития словесно-логического мышления. Подведение итогов работы. Отчет по теме самообразования. Презентация по теме.
|