Буклет Методы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольника
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Петушок» пгт Шерловая Гора 2014 год Методы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольника Графическая методика «Кактус» (модификация М.Л. Панфиловой); Проективные рисуночные методики: «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Моя любимая группа» «Я и моя семья», «Два дерева»; Детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен; «Анкета для родителей»(автор К. М. Листик) Бланк для отслеживание эмоционально-волевой сферы в группе (для воспитателей) и т.д.
Скачать буклет Мини тренинг: Веселый - грустный. Цель: выражение веселых и грустных эмоций, ознакомление детей с методами саморегуляции. №1. "Приветик 3". Ведущий одевает на руку куклу - львенка и здоровается с первым ребенком: "Приветик, я львенок". - "Приветик, я Анечка". Львенок гладит Аню по руке. Затем ведущий отдает куклу ребенку, и он здоровается со следующим ребенком и т.д. №2. "Тюльпан". Жил-был Тюльпанчик. - Ладошками изображаем открытый бутон. Наступила осень, подул холодный ветер. - Дуем холодным воздухом на ладошки. Тюльпанчику холодно, он закрывается, ему грустно. - Ладошки смыкаются, лицо грустное. Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветер. - Дуем теплым воздухом на ладошки. Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку. - Ладошки открываются, нюхаем цветочек, личики радостные, хлопаем в ладоши. №3. "Тюльпан рисуем". №4. "Веселые и грустные медвежата". Медвежата радуются, веселятся, вдруг они загрустили… №5. "Устали медвежата". Звучит музыка для релаксации. Медвежата устали, они хотят спать, ложатся на коврик и им снится сон: зеленая деревья поляна, на краю поляны стоят кусты и, а за деревьями прячутся медвежата и смотрят, как на поляне играют детки.
«Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление, действие». Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия – наследственность, особенности его физического развития.
Признаки эмоционального неблагополучия Неуравновешенность, возбудимость, упрямство; Бурные аффективные реакции (гнев, истерики); Негативизм, конфликтность, жестокость; Эмоциональная холодность, отчуждение и т.д.
Методические средства для развития эмоциональной сферы дошкольников
Диагностика эмоциональных нарушений; Игротерапия; Пихогимнастика; Сказкотерапия; Песочная терапия; Релаксационные методы. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду» Мимические и пантомимические этюды; Этюды и, игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций; Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом; Психомышечная тренировка.
Чем полезна сказкотерапия? Во-первых, ребенок будет знать, что взрослым не безразличны его проблемы; Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом"; В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать; А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
Все перечисленные методы и приемы развития эмоциональной сферы дошкольников не только помогают детям понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей и дают представления о способах выражения собственных эмоций. Главное то, что дети развивают и совершенствуют способность адекватно управлять своими эмоциями, чувствами и поведением.
|