Цель: Систематизировать знания воспитателей об особенностях сюжетно-ролевой игры. Совершенствовать умения педагогов в организации и проведении сюжетно – ролевых игр. Задачи: выявить основные структурные компоненты сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста; проанализировать особенности сюжетно-ролевых игр и особенности их развития у дошкольников; проанализировать практические умения воспитателей в руководстве игровой деятельностью. Выступление «О значении сюжетно-ролевой игры» "Давай поиграем!" - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву, просьбе звучащему сегодня из уст ребёнка. "Давай поиграем, ну давай!". Обращаются дети к своим родителям. И что же они слышат в ответ? - ваше мнение. (Ответы педагогов) "Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…" - говорим мы часто своему ребёнку. "Идите, играйте" - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться? И дети идут и играют: одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие в какие - то любовные романы, в бандитов… То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который им «дарят» взрослые. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольников, педагогика имеет в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л.С.Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Часто в детских садах дети играют мало, а в других случаях игры эти бедны, малоинтересны, не оказывают достаточного влияния на развитие детей. Имеются определенные трудности и недостатки в руководстве игрой. С одной стороны наблюдаются случаи, когда игра проводится самотеком, и воспитатель считает, что если он выделил для игр определенное время, снабдил ребенка игрушками, то на этом его миссия заканчивается. С другой стороны, можно наблюдать противоположное явление, когда игра перегружается дидактическими задачами, не учитываются индивидуальные и психические особенности развития детей. Действительно, значимость сюжетной игры в дошкольном возрасте велика. Именно в сюжетной игре, где всё условно, как будто, проживая ту или иную ситуацию, ребёнок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему. Сюжет и содержание игры дети берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Ещё К.Д. Ушинский, наблюдая за играми детей, приводил такие примеры: «У одной девочки кукла стряпает, шьёт, гладит, у другой - величается на диване, принимает гостей, спешит в театр. У третьей - бьёт людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки». Развивающее значение игры разнообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развивается его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения между сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В.А. Сумомлинский подчёркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности". Уважаемые педагоги, насколько, на ваш взгляд, актуальна данная тема? (Ответы педагогов) Задачи развития сюжетных игр в возрастных группах в образовательной области «Социализация» ( по программе «Детство»)
Средняя группа
|
Старшая группа
|
Подготовительная группа
|
Задачи развития сюжетных игр:
|
1.Обагащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений(«семья», «магазин», «Больница», «Салон красоты», «Детский сад» и другие игры)
2.Способствовать отражению в играх сюжетов знакомых сказок и мультипликационных фильмов.
3.Развивать умение обмениваться ролями в совместной деятельности опыта в самостоятельные игры.
4.Способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры.
5. Подготавливать условия для создания игровой обстановки с использованием реальных предметов и их заместителей.
6. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий.
|
1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей(школа, магазин, больница, путешествия и другое), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.
2.Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии – через сложение новых творческих сюжетов.
3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
4. Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснить точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.
|
1.Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.
2. Способствовать самостоятельному построению на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.
3.Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.
|
«Виды игр» Обсуждение в группах: назвать виды игр, структуру игры и что является средствами игры. Обмен мнениями. Виды игр: 1. Подвижные игры (игры с правилами), 2. Дидактические, 3. Игры - драматизации, 4. Конструктивные игры. 5. Особое значение для развития детей в возрасте от 5 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Средствами игры являются: а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженные в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка; б) способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах; в) нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей. Структура игры: -замысел (задача), -содержание, -игровые действия, -правила, -результат. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка. Практическое задание «Разработка рекомендаций для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры» Разработать варианты рекомендаций для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры, обсуждение в группе. Выбрать наиболее удачные рекомендации. Примеры рекомендаций: 1.Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра. 2.Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста. 3.Выполняйте требования СанПин 2.4.1.1249-03 о режиме дня. 4.Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа. 5.Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры. 6.Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями. 7.Обагащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве. 8.Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике. 9.Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со сверстниками. 10.Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства. 11.Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть». 12.В игре ориентируйте ребенка на сверстника. 13.Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре. 14.В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности. «Взаимодействие семьей». Обсуждение в группе, какие формы работы с семьей наиболее эффективны по формированию сюжетно-ролевой игры. Примеры из опыта работы воспитателей. Папки-передвижки, семинары-практикумы, круглые столы, выпуск газет, совместные развлечения с родителями и детьми, игры-путешествия и др. Рекомендации «Развивающая среда в ДОУ для успешного развития сюжетно-ролевой игры» Обмен мнениями. Решение педагогических ситуаций. - Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют более примитивно, чем младшие по возрасту дети, которые посещали детский сад давно. Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое обоснование. - Воспитатель внесла в группу новый строительный конструктор. Вова (5 лет) большим удовольствием начал раскладывать детали конструктора. – Что ты хочешь построить ?– спросил педагог – Что…что получится ,– ответил Вова. – Как? – Буду строить из кубиков и кирпичиков. Начинает строить. Поставил кубики, на них кирпичики. – Нет, я лучше ракету построю… Укладывает кубики один на другой. Столбик качается. Пытается держать рукой, но вся конструкция рухнула. Он уходит, оставляя груду строительных деталей. Воспитатель говорит: "Попробуй еще раз". Снова неудача. Как оценить действия педагога? Что должна сделать воспитатель, прежде чем дать ребенку строительный конструктор? Подведение итогов. Для успешного формирования сюжетно-ролевой игры у детей, воспитателям необходимо: - Создать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке, оборудовать педагогически процесс игрушками и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей. - Соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня, способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь. - Систематически формировать у детей игровые умения соответствующие возрастному периоду. - Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность.
|