Проект «Ступеньки к школе»
Разработала педагог-психолог
Киселева Елена Евгеньевна
Тип проекта: образовательный.
Участники проекта:
педагоги-специалисты:
педагог-психолог, логопед, воспитатели подготовительных групп, дети подготовительной к школе групп и их родители, учителя начальных школ.
Цель проекта:
организовать воспитательно-образовательный процесс, направленный на становление личности ребенка, на развитие его компетентности, инициативности, самостоятельности, повышение самооценки. Совершенствовать образовательное содержание всех видов деятельности, используя новые формы и методы работ.
Задачи:
- Поддерживать развивающую предметную среду, функционально моделирующую содержание детской деятельности. Обеспечить разнообразие материалов и условий для проведения исследовательской деятельности детей.
- Более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, внимание, память, поисковую деятельность, т.е. элементы проблемности в обучении.
- Тщательно продумать содержание и формы физкультурно-оздоровительный работы с детьми.
- Обогатить содержание занятий эстетического цикла, художественной деятельности, как одного из средств самовыражения ребенка.
- Организовать школу родителей будущих первоклассников
- Внедрить в практику работы совместную деятельность начального звена школы и ДОУ по преемственности воспитательно-образовательного процесса.
- Разработать и провести систему диагностики, соответствующую идеальной модели выпускника; индивидуализировать работу с детьми.
Алгоритм реализации:
- Развивающая среда:
Необходимое количество наглядного, дидактического и спортивного оборудования; условия для развития театрализованной деятельности; оборудование и материалы для развития художественного творчества и краеведения; оборудование и материалы для организации исследовательской деятельности, пополнение библиотеки группы познавательно-развивающей литературы.
- Физическая готовность ребенка к обучению в школе:
Упражнение на развитие координации, осанки, правильного дыхания, мелкой и крупной моторики; игры с мячом малого и среднего размера, катание на велосипеде, быстрый подъем и спускание по лестнице; физические упражнения и подвижные игры; спортивные соревнования, эстафеты; беседы о значении здорового образа жизни.
- Освоение учебных навыков и привычек, основанных на форсированности различных мыслительных операций - последовательности, аналогии, анализы, синтеза, сравнения, обобщения:
- понимает суть задания;
- формирует вопросы, направленные на понимание заданий;
- умеет перестроиться в связи с изменением содержания задания;
- может попросить о помощи, сформулировав сущность затруднения;
- планирует предстоящую работу;
- способен сказать о том, как производить умственные действия;
- комментирует свои действия, указывает на допущенные ошибки, исправляет;
- при неправильном выполнении задания пробует другие варианты;
- производит действия контроля и оценки;
- способен к конструированию;
- владеет грамматическим строем речи и ее логическим оформлением.
- Работы по развитию у детей мышления, воображения, внимания. памяти и др. процессов:
упражнения, игры, задания, способствующие обучению ребенка эффективнее использовать возможности собственной памяти и мышления; поисковая деятельность, развивающая наблюдательность, стремление добраться до сути проблемы, умение исследовать объекты с разных сторон; задания, дающие ребенку возможность ощутить вкус от интеллектуальной работы и почувствовать себя успешным; упражнения. развивающие познавательные функции ребенка: память, внимание, мышление, восприятие; упражнения, развивающие мелкую маторику и ориентацию в пространстве; упражнения, направленные на развитие самоконтроля.
- Работа по организации художественно-эстетического развития детей:
- встречи с работниками музеев;
- организация выставок произведений декоративно-прикладного искусства с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
- организация конкурсов и выставок детского творчества на тему «Как прекрасен этот мир, посмотри»;
- знакомство детей с произведениями художественной литературы;
- театрализованная деятельность, организация гастролей в соседнюю группу, в соседний детский сад;
- участие детей в проведении праздников, досугов и музыкальных вечеров.
- ознакомление детей с различными техниками изобразительной деятельности;
- игры по художественно-эстетическому развитию детей;
- Взаимодействие с родителями. Организация работы школы родителей будущих первоклассников:
- пропаганда здорового образа жизни в сочетании с тренингами по использованию приемов и методов оздоровления (физические упражнения, дыхательная гимнастика, массаж, разнообразные виды закаливания с целью профилактики заболеваний детей;
- семинары-практикумы для родителей: «Как научить ребенка управлять своим вниманием»; «Как снять у ребенка проблему плохой памяти», «Развить удивительные особенности восприятия можно!», «Как сформировать у ребенка пространственную ориентацию и глазомер», «Развитие речи ребенка».
- совместная деятельность родителей и детей: поездки на природу, проведение праздников, мероприятий, чтение книг, организация конкурсов, выставок, детское экспериментирование, презентации.
- общение с родителями по средствам ИКТ (сайт дошкольного учреждения, сайты детских групп, Skype)
- Совместная деятельность начального звена школы и ДОУ по преемственности воспитательно-образовательного процесса:
- проведение экскурсий и целевых прогулок в школу;
- совместное инсценированние сказок детьми;
- организация тематических выставок, конкурсов: «Мой любимый сказочный герой» - конкурс рисунков, весенняя ярмарка «Золотая Хохлома», «Сказки осеннего леса», «Лесная красавица» и тд.
- совместна военно-спортивная игра, посвященная Дню Победы;
- совместные развивающие занятия;
- подготовка и проведение русских народных праздников.
- Диагностика с целью фиксации достижений каждого ребенка, отслеживание результатов его развития и индивидуализации работы с детьми:
Период
|
Уровень
|
Физич. развитие
|
Позноват.развитие
|
Речевое развитие
|
Худож.-эстетическ. развитие
|
Личностный уровень развития
|
Поведенческий уровень развития
|
сентябрь 2014
|
|
|
|
|
|
|
|
май 2015
|
|
|
|
|
|
|
|
- Трансляция проекта:
- информирование коллег, участников проекта о ходе его реализации на совместных встречах за круглым столом;
- издание информативных листков с целью проведения информированности родителей о содержании жизни детей подготовительной группы, их достижениях и интересах (рисунки, стихи, рассказы детей)
- ознакомление родителей с результатами диагностики, индивидуальные рекомендации и разработка индивидуального маршрута в работе с детьми и семьей.
- Дальнейшее развитие проекта:
В следующем году предполагаем:
а) сформировать к начале первого полугодия банк данных об особенностях развития детей с целью разработки индивидуальных программ физкультурно-оздоровительной работы с детьми;
б) обучить родителей отдельным нетрадицонным методам оздоровления детского организма (фототерапия, ароматерапия и т.д.)
в) пополнить зону физического развития детей спортивным оборудованием и инвентарем;
г) осуществлять наблюдения за детьми на занятиях (видеозанятия). Использовать видеоматериалы с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная
активность ребенка, его познавательные интересы, степень работоспособности, развитие речи, умение общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.
д) провести анкетирование с целью изучения степени удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в группе.
е) продолжить работы по организации совместной деятельности участников и детей по патриотическому воспитанию в рамках проекта «Россия-Родина моя».
ж) разнообразить виды детско-наставнической деятельности по развитию личных качеств детей, способствующих школьной зрелости.
|