Психология | |||
Автор: Екатерина Киракосян | |||
19.08.2014 20:30 | |||
Культура берет начало не как игра В основе подхода этих ученых лежат вопросы передачи знаний от взрослого, носителя культуры, ребенку как продолжателю традиций общества. Взрослый для ребенка является знаковой фигурой, от которой ребенок черпает свои знания и умения. Неслучайно, то что ребенок знает и умеет делать самостоятельно называется зоной актуального развития, а то, что он может делать вместе со взрослым – зоной ближайшего развития. И задача взрослого найти оптимальный способ взаимодействия с ребенком, подкрепляя гармоничное развитие этих зон, взрослый должен найти баланс между своим вмешательством в развитие ребенка и свободой действий ребенка, так чтобы ребенок обучался основным культурным навыкам своего общества, но в то же самое время мог проявить свою инициативу и самостоятельность в ведущих видах деятельности. Это залог эмоционального благополучия ребенка. Ребенок должен понимать, что взрослый рядом и в случае необходимости придет к нему на помощь, порадуется его успехам, утешит в неудачах. С одной стороны, найти этот баланс современным родителям подчас очень непросто, особенно в условиях проживания в мегаполисе с его быстром темпом жизни, загруженностью на работе. С другой стороны, у родителей появилось понимание необходимости бережного отношения к детству и вопросам воспитания детей, они ищут способы воспитать ребенка «правильно», обеспечить ему необходимый фундамент для дальнейшего развития и роста. И если в материальном плане и интеллектуальном аспекте родители представляют, что необходимо ребенку, то эмоциональный аспект взаимоотношений родителя и ребенка часто остается слабо развитым. Многие современные родители заменяют свою эмоциональную чуткость к ребенку покупкой новых игрушек. В этой связи родителям необходима помощь и поддержка в развитии взаимоотношений с собственным ребенком для обеспечения эмоционального благополучия ребенка и освоения им культурных знаний и ценностей, которые базируются и проявляются, прежде всего, во взаимоотношениях с другими людьми. Основными ступенями, прививающими культуру детям, являются дошкольное и школьное образование, ориентирующиеся на ведущие виды деятельности в каждом возрасте. Их задачами также является и просвещение родителей в вопросах воспитания детей и взаимодействия с ними. К сожалению, эти формы работы охватывают детей с трех лет, тогда как многие навыки закладываются в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет). Воспитание детей в возрасте от 1 года до 3 лет является важнейшим базисом, оказывающим влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Как отмечается многими психологами, раннее детство – это время формирования эмоционального благополучия ребенка через установление отношений привязанности со значимыми взрослыми, которая может быть надежной и ненадежной, время формирования базового доверия к миру и самоидентичности, понимания своего места в мире, обществе, самооценки. Как писал Л.С. Выготский, это время, когда ребенок стремится к независимости от взрослого, но при этом взрослый нужен ему, поскольку ребенку необходима помощь в обращении с предметами и оценка и внимание. Кроме того, взрослый для ребенка является источником знаний, об общественных способах обращения с предметами. Между ребенком и взрослым устанавливается сотрудничество, когда взрослый делает не вместо ребенка, а вместе с ним. Чтобы помочь родителям установить взаимоотношения в раннем возрасте, основанные на сотрудничестве и помогающие в передаче культурных ценностей, были организованы специальные вариативные формы дошкольного образования – Центры игровой поддержки ребенка (ЦИПР), которые охватывают семьи с детьми до трех лет. Основной задачей ЦИПРов является помощь семьям в социализации и адаптации ребенка. Обучение компетентному родительству в ЦИПРах происходит в игровой форме, наиболее понятной ребенку раннего возраста. Неслучайно была выбрана в качестве эпиграфа цитата философа-исследователя Й. Хёйзинга, отражающая взаимосвязь культуры и игры. Игра для ребенка служит основным источником получения культурного опыта и развития основных сфер его зарождающейся личности. Игра подразумевает легкость во взаимодействии со взрослым, где ребенок может проявить свою инициативу, чувства, мысли, установить контакт с окружающими его людьми. Задача ЦИПРа обучить родителей развивающей игре с детьми и расширить эту игру за рамки диады родитель-ребенок, включая в нее других взрослых и детей, тем самым обеспечив закладку необходимых ребенку навыков для дальнейшего обучения и развития.
|