Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Эмоции - это калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Делать это профессионально и грамотно призван педагог-психолог.
Эмоции - ценность дошкольного возраста. Без целенаправленной педагогической работы не может состояться полноценное эмоциональное развитие детей. В последние годы увеличивается количество детей с нарушением психоэмоционального развития. К типичным симптомокомплексам эмоциональных нарушений дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и др., что вызывает массу сложностей во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Неспособность понять эмоциональное состояние другого приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной конфликтов. По данным психологов полученный в детстве эмоциональный опыт является весьма прочным и принимает характер установки. Одним из важных направлений является формирование представлений об эмоциях. Особое значение имеет формирование эмоциональной сферы для дошкольников с общим недоразвитием речи. Для детей этой категории характерны следующие общие особенности: недостаточность словарного запаса; аграмматичное построение фразы; недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания; проявления гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в употреблении синонимов и антонимов; конкретные слова-определения заменяют более широкими и общеупотребительными словами (веселая, добрая, ласковая – «хорошая»); могут заменять названия признаков названиями действий и наоборот (испуганная – испугалась). Авторы исследований обращают внимание на нестабильность эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи. В психическом облике этих детей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, 1990). Отмечаются аффективные реакции: дети осознают свой дефект, вследствие чего появляется негативное отношение к речевому общению, инициативы в общении обычно такие дети не проявляют, зачастую этому мешают непонимание словесных инструкций или невозможность высказать своё пожелание. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фитередо, 1991) . Дети с речевыми нарушениями пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими достаточно выборочно и фрагментарно, они с трудом дифференцируют и описывают эмоциональные состояния, как свои, как и эмоциональные состояния героев литературных произведений, картин. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонная и лексически не выразительная. Связная речь у детей с общим недоразвитием речи также развита недостаточно. Они с трудом составляют рассказ об игрушке, предмете, из личного опыта. Их рассказы отличаются непоследовательностью, неточностью, зачастую просто перечисляя события или действия. Эмоциональное оценивание действий, поступков героев в рассказах детей минимизированы или вовсе отсутствуют. Между тем, вербализация чувственных эмоциональных состояний призвана помогать детям осуществлять межличностное общение, служить средством коммуникации. Системная работа, направленная на преодоление «обесчувствования» дошкольников, способствует формированию и обогащению у них чувственной сферы, делает ребенка отзывчивым к чувствам других. Вербализация эмоций тесно связана с восприятием и пониманием эмоциональных сигналов — и собственных, и окружающих. Таким образом, расширение словаря эмоций идет как через усвоение языковых знаков эмоций, так и путем осознания собственного эмоционального опыта. В процессе коррекционно-развивающей деятельности происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает потребность сознавать и контролировать свои эмоции, что в конечном итоге ведет к становлению эмоциональной сферы, формированию эмоциональных новообразований (от комплекса оживления как зачатка основы эмоциональной регуляции до произвольной, осмысленной коррекции эмоционального поведения) и представляет собой, к началу младшего школьного возраста, процесс развития основных элементов эмоционального интеллекта. Проведя исследовательскую работу по данной проблеме, я пришла к выводу, что необходимо специально формировать у детей представления об эмоциях; учить различать и понимать эмоциональные состояния взрослых и сверстников, выраженные в мимике, пантомимике; давать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово). Для целенаправленной системной работы с детьми необходимо определиться, какие эмоции брать за основу. Существуют несколько классификаций эмоций: К. Изарда, А. А. Бодалева, Р. Декарта, А. Бэн и др. Л. П. Стрелкова, В. С. Мухина отмечают, что в дошкольном возрасте необходимо акцентировать внимание на основных эмоциях: радость, грусть, страх, удивление, злость. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями должно осуществляться в ходе всего педагогического процесса. Основными средствами развития представлений об эмоциях выступают детская художественная литература, фольклор, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр, развивающие игры, когнитивные схемы эмоций. Схема служит многовариантным наглядным материалом. В когнитивных схемах обобщенно концентрируется информация о причинах эмоций, выделяются признаки, характерные для переживания той или иной эмоции, о следствиях эмоциональных проявлениий. В старшем дошкольном возрасте дети с общим недоразвитием речи начинают воспринимать связи между ситуацией и эмоциональным проявлением, изменения в настроении, проявлять идентификацию. На этом возрастном этапе впервые вводятся когнитивные схемы эмоций - «ситуация (причина) – эмоциональное проявление (следствие)». Смысл их введения представляет собой движение одноперсонажных схем (медведь пытается достать мед из улья – убегает в испуге от пчел, к двух - трехперсонажным (девочка подарила маме цветы – девочка и мама радуются). В схемах фиксируются однозначные прямо согласующиеся связи между причиной и следствием. Знакомые детям эмоциональные состояния (радости, грусти, злости, страха) рассматриваются в старшей группе в более широком контексте с использованием не только сказочных персонажей, но и ситуаций из собственной жизни. Впервые вводится восприятие эмоции удивления. В этом возрасте особое место стоит отвести специальным занятиям, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, анализируют и оценивают различные эмоциональные ситуации. Ценность таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг понимаемых эмоций, на них важное место отводится работе с графическими изображениями. Смысл такой работы заключается в том, чтобы научить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.), дать им представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова). Важное место стоит отвести проблемным ситуациям: «Узнай настроение», «Какое чувство испытывает герой»; игровым заданиям типа «Отбери картинки, на которых дети радуются (грустят, удивляются, сердятся пр.) », «Посмотри на картинку и реши, какое настроение у изображенных на ней людей». Также, необходимо помочь детям отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию; обогащать их словарь за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, что является одним из главных составляющих в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Для развития представлений об эмоциях, выражения, стимулирования оценочного отношения к окружающей жизни рекомендуется использование детской литературы, например, отрывки из «Мойдодыра» К. И. Чуйковского, в которых отражены чувства умывальника - гнев, радость, удивление. Стихи детских писателей о персонажах, проявляющих различные чувства и эмоции. Читая стихи предлагать детям поднимать пиктограммы, соответствующие настроению героев. Затем при повторном чтении можно предложить передать движениями то или иное эмоциональное состояние. Следует уделять внимание занятиям, где детям предлагается решение проблемных ситуаций с использованием когнитивных схем, раскрывающих причинно – следственные связи эмоциональных проявлений. Им рассказывают ситуации из их жизни, раскрывающие то или иное эмоциональное состояние. Детям предлагают ответить на вопросы по данной ситуации: «Какое настроение героя?, Почему вы так думаете, Что могло вызвать у него это настроение? ». После решения проблемных ситуаций рекомендуется задавать вопросы типа: «Происходило ли с вами такое?, Когда у вас было такое же настроение, Чем было вызвано у вас такое настроение? » или вспомнить и рассказать ситуации, когда они сердились (огорчались, удивлялись, радовались) ». Отвечая на такие вопросы или рассказывая ситуации из личной жизни дети погружаются в эмоциональное состояние и могут самостоятельно назвать причины его возникновения. Важно акцентировать внимание дошкольников на том, что одна и та же эмоция может быть вызвана разными причинами. Так, радостное состояние может возникнуть от ясной солнечной погоды, купленной игрушки или мороженного. Затем детям предлагается идентифицировать собственное состояние, в которое они были погружены, с графическим изображением. В процессе работы со схемами необходимо побуждать детей к оцениванию ситуаций, поступков с точки зрения их нравственной, социальной значимости: добрый справедливый поступок – приносит радость; злой, жестокий – должен получать заслуженное осуждение, наказание. Рекомендуется проводить с детьми выполнение заданий в альбомах «Радуга настроений» типа «Отметь, что может вызвать у тебя это настроение», «Изобрази в кружочках причины настроения», «Найди причины настроения», «Зачеркни неправильное», «Что здесь не так». Для сравнивания двух противоположенных эмоций предлагаются детям игры типа «Закончи фразу», «Я радуюсь, когда… », «Я грущу, когда… » и т. д. Такие задания, игры позволяют с детьми делать выводы об общих и о частных причинах переживаний людей разных настроений. Таким образом, развитие представлений об эмоциях важнейшее направление работы педагога-психолога с детьми с общим недоразвитием речи.
|