Система игр для тревожных детей дошкольного возраста как профилактика неврозов |
Психология | |||
Автор: Оксана Иосифовна Гатина | |||
03.08.2014 09:48 | |||
Гатина Оксана Иосифовна педагог-психолог
По наблюдениям педагогов-психологов в детских садах прослеживается увеличение процента детей старшего дошкольного возраста с высокой тревожностью. В среднем, в старшем дошкольном возрасте у 42% детей наблюдается высокий уровень тревожности. Л.М. Костиной утверждает, что «В настоящее время увеличилось количество тревожных детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной». Детям с высоким уровнем тревожности очень трудно в дальнейшей жизни, ведь их развитие сопровождают негативные стороны проявления высокого уровня тревожности: - такой ребенок склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себя угрозу и опасность; Именно поэтому нами было разработано психологического сопровождение тревожных детей старшего дошкольного возраста 4-6 лет. Цель – исправление нарушений психического развития, гармонизация развивающейся личности и профилактика нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами психического дизонтогенеза. Задачи: - Способствовать созданию комфортных условий для благоприятного развития ребенка и снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста; - Обучить воспитателей эффективным методам и приемам работы с тревожными детьми 4-6 лет; Дать родителям знания об особенностях развития детей старшего дошкольного возраста и способах эффективного взаимодействия с тревожным ребенком; В соответствии с целью и задачами были выделены 3 рабочих блока: работа с педагогами, с родителями и с детьми. Диагностика тревожности детей проводится в начале учебного года - октябрь, ноябрь. Цель: определение уровня тревожности детей. Используется «Тест тревожности» Тэммла Р. Дорки М. Амена В.. Дополнительно проводиться диагностика родителей и педагогов с целью определения тревожности детей при помощи опросника «Критерии определения тревожности у ребенка» (авторы П. Бейкер, М Алворд, Захаров А.И.). Реализация серии игр, направленных на повышение самооценки ребенка, снятие состояния эмоционального дискомфорта, компенсация искажений эмоционального реагирования, устранение страхов и тревожности, снятие мышечного напряжения, обеспечение полноценного контакта ребенка со сверстниками. Были использованы игры и упражнения, разработанные Б.А. Архиповым, Е.Л. Воробьевой, И.Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, Л.М. Костиной, К. Фоппелем, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Н.Л. Кряжевой. Игры проводились педагогом-психологом в течение учебного года, 2 -3 раза в неделю. При работе требуется соблюдать определенный порядок игровых мероприятий, опираясь на план-сетку проведения серии игр. «Скучно,скучно так сидеть», «Волны», «Салют», «Комплимент За что меня любит мама», «Старая бумага», «Похвалилки» В работе с педагогами целью было систематизирование знаний и формирование навыков у педагогов, направленных на профилактику тревожных состояний у детей 4-6 лет. Было запланирована и проведена работа с педагогами: практикум «Обучение эффективному взаимодействию с тревожными детьми и их родителями», консультации «Проблема детских страхов», «Как избежать неврозов у детей» и пр. По итогам года был проведен с педагогам круглый стол «Эффективность работы по профилактике коррекции тревожности и неврозов у детей дошкольного возраста» целью обсуждения итогов проделанной работы и ознакомление воспитателей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей. Для родителей были проведены следующие мероприятия с целью осознания родителями причин тревожности и невротического заболевания ребенка и формирование у них соответствующего психологического настроя: консультации «Проблема детских страхов», «Роль стиля отношения родителя с ребёнком в формировании его личности», практикум с элементами тренинга «Как помочь тревожному ребенку». Так же были проведены совместные занятия родитель-ребенок по работе над страхами (по выборке психолога, результаты диагностики ребенка и взрослого). Отдельного заболевания и диагноза «детский невроз» в медицине не существует. Неврозы у детей, как и взрослых – это обратимое расстройство психики. Решиться помочь детям полностью избавиться от неврозов и снизить уровень тревожности – это значит принять активное участие в их жизни. Достигается это совместной деятельностью, прогулками, детскими спектаклями, рисованием красками, увлекательными походами и различными спортивными мероприятиями. Любая возня с родителями и сверстниками, подвижные игры, смех, шутки, как и чтение, разыгрывание сказок и несложных, придуманных детьми историй, способны создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.
|