Показатели развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста К четырем годам складывается ситуативно-деловая форма общения сверстников, она остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они согласовывают свои действия и учитывают активность своего партнер для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей. Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования – его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Их общение становится внеситуативным.
Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям: 1) увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других; 2) образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы . Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей: 1. Яркая эмоциональная насыщенность. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. 2. Нестандартность и нерегламентированность общения. При взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. д. 3. Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Речь ребенка исследуется по следующим направлениям - плавность/ прерывистость; - строение предложений (хорошо структурированные предложения, используются разнообразные соединительные союзы; простые распространенные предложения, стереотипно используется один и тот же соединительный союз; одни простые нераспространенные предложения, которые могут быть соединены повторяющимся союзом; преимущественно неполные предложения; полностью нарушенное строение предложений); - речевые навыки, артикуляция (четкость/нечеткость произнесения звуков). Р. А. Кирьянова предлагает исследовать общение дошкольников со сверстниками по следующим показателям: - степень осознанности ребенком отношения к нему сверстника; - тип общения со сверстниками; - отношение к сверстникам; - развитие коммуникативных способностей в процессе общения со сверстниками (социометрия межличностных отношений, выбор и критерии выбора партнера для общения, коммуникативных умений). Среди показателей развития общения следует отметить большое количество контактов за единицу времени в ходе игрового взаимодействия. Контакты могут различаться как по своему содержанию, так и по функциям. В качестве содержательных основных типов мы рассматриваем деловые, познавательные и личностные контакты. При этом наиболее высокий уровень развития общения характеризуется преобладанием личностных контактов (самых сложных для дошкольников). По функциональному составу сформированное общение должно включать в себя информативные, побудительные, контролирующие, оценочные и другие типы контактов. При оценке способности к контактам необходимо учитывать, насколько разнообразны обращения ребенка к партнеру и какие именно функции выполняют различные контакты. Избирательность общения повышается от среднего к старшему дошкольному возрасту. Формирование дружбы способствует повышению избирательности. Соотношение чистых и смешанных по половому составу групп также изменяется в пользу чистых групп. Для старшего дошкольного возраста характерна консолидация по половому признаку, но к подготовительной группе эти показатели начинают снижаются, поскольку ценность общения с представителями противоположного пола важна для дальнейшего формирования самосознания. М. И. Лисина предлагает рассматривать в качестве особенностей развития общения в старшем дошкольном возрасте высокую способность ребенка к диалогу, как к средству коммуникации, сформированному ранее, чем монолог. Развитие монологической речи в старшем дошкольном возрасте предполагает развитие информационного диалога, как обмена информацией самого различного свойства между детьми. Одним из важнейших и только формирующихся новообразований старшего дошкольного возрасте является дискуссионный диалог, который возникает при столкновении различных точек зрения на предмет разговора. Таким образом, средства коммуникации (диалог и монолог) сформированы достаточно для свободного общения со сверстниками, увеличения количества контактов за единицу времени. Заинтересованность в контакте и умение ориентироваться в ситуации общения взаимосвязаны. Заинтересованность в контакте отражает степень потребности в общении и выражается в его эмоциональной окрашенности, в активности субъекта, в удовлетворенности ребенка контактами с партнером, в стремлении продолжить взаимодействие. Поскольку общение — особая деятельность, направленная на другого человека, необходимой характеристикой ее целостной картины должна быть степень учета партнерами друг друга и их способность адаптировать свои инициативные акты к нуждам сверстника (умение ориентироваться в ситуации общения), которая выявляет меру ориентации и направленности на партнера и определяется соотношением конструктивных и негативных контактов. Умение ориентироваться в ситуации общения становится синонимом гибкости в общении и является залогом успешности коммуникации дошкольников. Старшими дошкольниками освоены такие средства общения, как экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые. До 5 лет речевые средства общения подкрепляются зрительными и экспрессивно-мимическими контактами, а также предметными действиями. Так, старшие дошкольники используют разнообразные средства общения (речевые, экспрессивно-мимические, предметно-действенные). Таким образом, необходимо особо отметить следующие показатели развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте: - большое количество контактов; - сформированность средств коммуникации (диалог и монолог); - заинтересованность в контакте, ориентировка в ситуации общения; - разнообразие речевых средств в общении; - повышение избирательности общения, преобладание чистых по половому признаку групп.
|