Методика изготовления игрушек из природного материала |
Природные поделки | |||
Автор: Редактор | |||
08.07.2016 03:40 | |||
СТАРШАЯ ГРУППА Работа по изготовлению игрушек из природного материала в старшей группе ставит целью сформировать у детей интерес к этому виду труда, способствовать выработке навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, использовать этот вид труда для гармонического развития личности ребенка.
Работу следует начинать с легких конструкций, и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам. Вначале важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманные игрушки, учить работать с природным материалом. В ходе занятий воспитатель решает и другие задачи, например: расширение кругозора детей, знакомство их с разновидностями растительного материала, формирование любви к природе, родному краю, коллективистических чувств, умения договариваться друг с другом во время работы, оказывать друг другу помощь.
Для создания поделок на начальном этапе дети используют только растительный материал. Игрушки для изготовления рекомендуются с постепенным усложнением. Первые из них несложны по своей конструкции. Для усвоения последовательности изготовления игрушки используют анализ готового образца и повторное его изготовление вместе с детьми в ходе анализа. Игрушки легкой конструкции требуют небольшого количества материала, а для соединения деталей во время анализа используют пластилин, как наиболее доступный детям материал для скрепления. Если детали соединяются с помощью веточек, например голова ослика (желудь) с туловищем (другой желудь), делают отверстия шилом. Для этого необходим свежий материал, тогда наколы делаются легко, без усилий. (На данном этапе все действия с шилом производит воспитатель!) Из растительного материала вначале рекомендуются несложные игрушки: стрекоза, посуда, бабочка, уж, козлик, котенок, птицы, ослик, олень. Когда дети научатся делать простые по конструкции игрушки, им можно предлагать более сложные поделки, с большим количеством операций и большим разнообразием растительного материала. Поделки вначале делают по образцу, подготовленному воспитателем. Но дети могут самостоятельно отобрать необходимый для игрушки материал и в ходе работы заменить один его вид другим. После овладения навыком изготовления простых игрушек из растительного материала, детям можно предлагать более сложные поделки: вертолет, павлин, собачка, лошадка, плот. Кроме растительного материала, на занятиях по труду в старшей группе используют ракушки, удивительно красивый, разнообразный по форме материал. Первые два-три занятия можно посвятить только ознакомлению детей с материалом, с его названиями, рассказать об образе жизни животных, покинувших своеобразные свои жилища1, на последующих — делать игрушки. Во время прогулок или экскурсий на реку, к морю можно рассказать детям о происхождении и жизни животных (ракушек). К называемым в обиходной речи «ракушкам» (панцирным моллюскам) относятся своеобразные морские животные, населяющие главным образом приливно-отливную зону морей, строение которых говорит о приспособленности к условиям жизни в этой среде. Они имеют обтекаемую форму тела, и благодаря способности плотно присасываться к поверхности камней им удается выдерживать удары самых сильных волн. Представители этого класса имеют овальную форму тела, выпуклая спинная сторона которого покрыта раковиной, состоящей из пластинок. С брюшной стороны выступает мускулистая нога, которая служит органом передвижения и прикрепления к'скалам, камням, известковым водорослям. Наиболее ярко и интенсивно окрашена верхняя поверхность раковины: в охряно- желтые или коричневые тона; но можно встретить и разнообразный узор из пятен всех цветов радуги: зеленых, красных и других, в сочетании со скульптурой раковинных пластинок это придает им очень красивый вид. Окраска многих моллюсков хорошо скрывает их в окружающей среде. Моллюски населяют все моря, встречаются и на береговой линии, и на большой глубине, они легко переносят пребывание и вне воды, поэтому могут быть обнаружены весной, летом, осенью на побережье, так как в весенне-летний период они поднимаются в массовом количестве в приливно-отливную зону морей. Улитки, или брюхоногие, — это наиболее разнообразный по форме класс. Характерно для них наличие раковины, закрученной в спираль. Раковина часто имеет башневидную форму или форму волчка. Брюхоногие достигают обычно больших размеров. Близки к ним мелкие улитки веретенообразной формы (встречаются в пресных водах). Некоторых представителей этого класса можно увидеть на берегах Днепра, Дона, их притоков. Широко распространенной является маленькая улитка верша, которая очень хорошо известна рыбакам побережий Черного и Азовского морей под разными местными названиями. Она достигает 20—30 мм, имеет красивую раковину светло-желтого, серого цвета, иногда с полосками. Вся поверхность ее украшена слегка извилистыми продольными ребрами, которые пересекаются глубокими спиральными бороздками. 1 Для подготовки рассказа воспитатель может использовать сведения о ракушках, помещенные на с. 32—34. Широко распространены в морях, реках, озерах и даже прудах двустворчатые моллюски, насчитывающие до 400 видов. Они разнообразны по размеру, строению и окраске раковины (от пестрых узоров и ярких красок блестящих раковин до малозаметных среди водорослей одноцветных белых, розоватых и т. п.). Наиболее скромную окраску имеют раковины моллюсков, живущих на песчаных или илистых грунтах. Строение раковины, как и окраска, находится в прямой зависимости от образа жизни, места обитания, глубины и качества грунта, на котором моллюски живут. Так, теллины (рис. 13, 5) закапываются в мягкий грунт. Венусы (рис. 13, 2) живут на поверхности грунта или слегка закапываются в него. В прибрежных мелководных районах на жестких песчаных грунтах с примесью камней обитают моллюски с крепкими, толстыми раковинами, например морские гребешки (рис. 14, 2) (черноморский гребешок). Они имеют округлую раковину, с прямым замочным краем, выдающимся по бокам в виде угловатых выступов — «ушек». Раковина украшена радиальными ребрами. Многие формы, живущие на прибрежных мелководьях, прикрепляются не только к камням, но и друг к другу, срастаются друг с другом, например устрицы. Они имеют несимметричные грубочешуйчатые створки раковин измененной формы. При этом левая имеет блюдцеобразную форму, а правая (более плоская) прикрывает ее как крышечкой. Левой (нижней) створкой устрица прирастает к камням или скалам, часто к створкам других устриц или иных сидячих моллюсков. Крепкие известковые раковины двустворчатых, как и других моллюсков, хорошо сохраняются в отложениях (глинах и песках) в течение длительного времени. С древних времен моллюски использовались человеком разнообразно: они служили в качестве пищи, так как по калорийности превосходят мясо многих рыб, как морских, так и пресноводных; их раковины использовались как украшения, знаки отличия, кроме того, во многих районах Африки, Америки они заменяли деньги, а на некоторых островах Океании это свое значение они сохранили до настоящего времени. В Греции морские улитки использовались как лечебное средство, в Индии из пурпуровой улитки добывали красящее вещество. Некоторые моллюски (в условиях влажного климата) приспособились к жизни на суше (Кавказ, Приморье, Дальний Восток). Распространенными обитателями прибрежной зоны являются мидии (рис. 14, 4), часто образующие массовые поселения. У мидии удлиненная, клиновидная раковина, суженная спереди и расширенная сзади. Окраска раковины темная, часто иссиня-черная, внутренняя поверхность имеет тонкий перламутровый слой. Мидии живут в Черном, Баренцевом, Балтийском и других морях нашей страны. В реках, озерах легко обнаружить перловицы, обладающие крупной раковиной с пластинчатыми боковыми зубцами. Большую группу мелководных форм образует сердцевидки, или кардиумы (рис. 14, 4), для которых характерна сердцевидная раковина с радиальными ребрами, часто украшенными чешуйками или имеющими острые ребра. Они обитают в Черном, Каспийском, Аральском, Балтийском морях. К морским двустворчатым моллюскам относятся донаксы (рис. 13, 4) — очень красивые маленькие (не более 2—3 см), округло-треугольные, с макушкой, сильно сдвинутой к заднему краю, блестящие раковины. Донаксы окрашены в самые различные цвета, нередко с красивыми полосками, благодаря которым их иногда называют «морскими бабочками». У нас в Черном море живут два вида донаксов. Типичными обитателями песчаных грунтов, в которых они обычно закапываются, являются черенки. У них раковины очень характерной формы: тонкостенные, вытянутые, узкие. В Черном море встречается черенок обыкновенный с очень удлиненной (до 12 см) узкой, прямоугольной раковиной (рис. 14, 1). В пресноводных водоемах наших рек и в замкнутых водоемах, озерах, прудах и даже болотах часто встречаются крупные улитки кустарниковые (рис. 13, 1) (живородки). Раковина этой улитки относительно тонкостенная, спирально завитая, бледно-коричневая с зеленоватым отливом и тремя полосами, сильно изменчива в оттенках. В процессе работы с ракушками необходимо формировать у детей практические навыки соединения частей, умения подобрать материал нужной величины, формы и цвета. Одновременно решаются задачи развития художественного вкуса, умения видеть красоту природы. Все игрушки из ракушек, которые делают дети старшей группы, создаются индивидуально, однако в процессе руководства работой воспитатель следит за тем, чтобы каждый имел возможность проявить заботу о товарище, оказать ему помощь при затруднениях. В старшей группе дети выполняют следующие игрушки из ракушек: бабочка-капустница, цыпленок, черепаха, дикая птица, филин. Методика работы с ракушками основывается на своеобразии материала, накопленных детьми умениях работать с природным материалом, а также на возрастных особенностях ребят; ход работы организуется так же, как и при изготовлении поделок из других природных материалов. Схема методики проведения занятий по изготовлению поделок из природного материала примерно такова: 1. Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о ракушках), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность ракушки, обследовать форму, обратить внимание на цвет. 2. Сообщение темы и показ образца игрушки. 3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предположения о последовательности выполнения игрушки. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на выделение особенностей работы с данным материалом. 4. Изготовление детьми игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся необходимую помощь, используя различные приемы, побуждает ребят к самостоятельному решению в совершенствовании конструкции игрушки, ее украшении, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий. 5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей. 6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов по материалам книги "Эвелина Карповна Гульянц и Иляна Яковлевна Базик Что можно сделать из природного материала"
|