Мастера используют для плетения различных вещей листья и стебли рогоза и камыша, листья початков кукурузы. Их мы и рекомендуем вам для работы.
В нашей стране произрастает около 10 видов рогоза. Из них наиболее распространены два вида — широколистый и узколистый. У широколистого рогоза синевато-или серовато-зеленые листья, а у узколистого — светло-зеленые. Но различают эти два вида не только по цвету листьев, ко и по початкам на вершинах стеблей. У узколистого рогоза они расположены на значительном расстоянии друг от друга (рис. 1, 1), а у широколистого почти соприкасаются (рис. 1, 2). Рогоз растет по берегам рек и озер, на болотах, горелых торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах. Заросли камыша (рис. 1, 3) встречаются на мелководье у берегов рек и озер. Камыш менее прочен, чем рогоз, но по декоративным достоинствам не уступает ему.
Заготавливать листья рогоза.или стебли камыша для плетения можно только поело того, как они станут гибки» ми, наберут силу. Это бывает обычно в период цветения, ближе к середино лета.
Срезают травы серпом или ножом и раскладывают для просушки под навесом или на чердаке. Высушенные таким образом, они сохраняют естественную оливково-зеленую окраску. Часть травы сушат на солнце. Она выгорает и приобретает золотистый оттенок. Разницу окраски и тона трав, высушенных различными способами, мастера испег.ь-зуют в декоративных целях при комбинированном плетении. Сушить травы надо не менее двух недель. Тогда и хранить их можно всю зиму — на чердаке или в сарае. Перед тем как развесить траву на хранение, свяжите ее в небольшие пучки-снолики перевяслом-жгутом, скрученным из этой же травы. Перед началом плетения снопики рогоза развяжите и разъедините листья. Выберите из них здоровые, неповрежденные и рассортируйте по длине и ширине. Для плетения нужны листья шириной около "одного сантиметра. Узколистый рогоз имеет примерно такую ширину, а широколистый побольше. Поэтому его нужно разрезать вдоль. Также на полоски шириной в один сантиметр разрезаются листья кукурузных початков (рис. 1, 4). Их увлажняют, расправляют, а затем режут ножницами либо специальным резаком на доске с зажимом (рис. 2). Зажимают кончик листа в зажиме и продвигают резак на себя. Лист разрезается на несколько полосок одновременно. А чтобы резгк не рвал листья, его лезвия предварительно тщательно затачивают и направляют на оселке. Заготовленные полоски можно отбелить или покрасить. Отбеливают травы в водном растворе перекиси водорода. В аптеках продается 3%-ный раствор перекиси водорода и 30%-иый пергидроль. 3%-ный раствор перекиси водорода водой разбавлять не надо, а в пергидроль необходимо добавить чистую воду: на одну часть пергидроля 10 частей воды. Травы погружают в отбеливающий раствор и кипятят на слабом огне не менее часа. Потом их тщательно промывают в теплой воде, меняя ее несколько раз. Всю работу ведут в резиновых перчатках, пользуясь длинными щипцами. Отбеленные и промытые травы сушат под навесом на открытом воздухе, а в зимнее время — в помещении. Для крашения берут обычные текстильные красители. Чтобы гарантировать равномерное окрашивание, травы предварительно кипятят в легком мыльном растворе в течение 30 мин. Одного пакета анилиновых красителей хватает примерно на полкилограмма сухих трав. Красят так. Травы укладывают в эмалированную посуду и заливают теплой водой. В пол-литрозую стеклянную банку высыпают порошковый краситель и заливают небольшим количеством воды. Тщательно перемешивают деревянной палочкой и доливают теплой водой почти дозерху. Еще раз размешивают раствор. Потом выливают краситель в эмалированную посуду с водой и размешивают. Кипятят травы в красильном растворе примерно 15 мин. Чтобы закрепить краситель, в раствор добавляют 2 столовые ложки поваренной соли и 5 столовых ложек уксуса. Потом травы тщательно промывают в чистой л воде и просушивают. Высохшие травы недостаточно гибки для плетения. Поэтому перед началом работы их увлажняют. Опускают на несколько минут в воду, а затем завертывают в мокрую ткань: окрашенные — в одну, неокрашенные — в другую. В процессе плетения ткань время от времени смачивают водой. Народным мастерам известно множество приемов плетения. Мы расскажем вам об одном, довольно простом, но в то же время оригинальном способе. Он называется плетение «узла» или «банта». Многие из вас знакомы с ним, так плетут венки из одуванчиков. Вся хитрость, если помните, в том, чтобы сплести первые цветы, дальше все повторяется. Поэтому научитесь сначала выплетать «бант» отдельно на специальной вилке, согнутой из толстой проволоки. Последовательность операции показана на рисунках. Оберните полоску травы — ленту вокруг верхнего стержня (рис. 3, 1) и прижмите ее к стержню пальцем левой руки. Затем обведите ленту вокруг нижнего и верхнего стержня (рис. 3, 2). Снова прижав ее пальцем левой руки к верхнему стержню, просуньте конец между стержнями (рис. 3, 3). Обведите его вокруг натянутых вертикальных полосок и снова просуньте между стержнями (рис. 3, 4). Потом посильнее затяните получившийся узел — первый элемент готов (рис. 3, 5). Обернув ленту вокруг верхнего стержня два раза (рис. 3, 6), сделайте в той же последовательности следующий элемент. Когда после некоторой тренировки вы сможете быстро, почти не глядя, выплетать отдельные элементы, приступайте к настоящей работе — сплетите сначала прямоугольник, а затем круг. Они составляют основу большинства плетеных изделий. Чтобы выплести прямоугольник, согните жгут из камыша или скрученного рогоза так же, как была согнута вилка, и последовательно выплетите первый ряд (рис. 3, 7), а затем, согнув жгут в другую сторону, — второй ряд (рис. 3, 8). Все остальные ряды выплетаются в той же последовательности до тех пор, пока не будет получен прямоугольник нужных размеров. Круг выплетается почти так же, как и прямоугольник, только перед началом плетения конец жгута нужно свернуть в кольцо и перевязать суровой ниткой (рис. 3, 9). Отступив от кольца на небольшое расстояние, оберните один конец ленты вокруг жгута, а другой проденьте в кольцо. Дальнейший ход плетения вам уже знаком. Разница лишь в том, что ряды плетения будут идти не параллельно, а по спирали (рис. 3, 10). Только имейте в виду, что с каждым новым витком диаметр круга будет увеличиваться, и, чтобы не образовались прорехи, на каждом последующем ряду выплетайте дополнительные «бантьт. Чтобы плетение было плотным, необходимо затягивать каждый узел ка;с можно туже, но так, чтобы не оборвать траву. Когда лента или жгут кончаются, их наращивают новыми. Новый жгут скручивают с концом старого и тут же оплетают лентой. Ленту же наращивают, подсовывая начало новой под конец старой. На наших рисунках вы видите эскизы сумок. Прямоугольную сумку выплетают с донышка, постепенно ряд за рядом наращивая борта (рис. 5, 1). Когда сумка приобретет достаточную глубину, к краям бортов с помощью лет прикрепляют две ручки. Каркасы ручек выгибают из распаренного ивового прута, а затем оплетают дужки ручек одним из предлагаемых способов (рис. 5а, б). Корпус круглой сумки (рис. 5, 3) состоит из трех частей — двух кругов и узкой прямоугольной полосы. Каждую часть плетут отдельно, а затем их соединяют между собой лентами из рогоза ипи листьями кукурузных початков. ' Ручки этой сумки имеют формы дуг. Их тоже можно выгнуть из ивового прута. Оплетают ручки одним из приведенных выше способов. Сумки будут выглядеть более нарядными, если для плетения вы используете окрашенную трагу. . На основе круга и прямоугольника можно сплести множество красивых вещей: лотки, подносы, поставцы, хлебницы, вазы для фруктов (рис, 4). Освоив приемы плетения, вы можете попробовать свои силы в работе над декоративным панно. На первых порах воспользуйтесь эскизами, приведенными на рисунках. Настенное панно «Сова» (рис. 6) выплетается из отдельных деталей. Вначале надо сплести туловище Еместе с хвостом, затем голову. Глаза делают из веревки, свитой из рогоза и предварительно окрашенной з темный цвет. Скрученная спиралью веревка прикрепляется к голове суровыми нитками. В самую последнюю очередь выплетаются более мелкие детали. Для композиции «Лев» (рис. на стр. 14) надо изготовить прямоугольную раму-основу из тонких реек. Потом сплести солнечный круг и прикрепить его к раме веревками, свитыми из рогоза или камыша. Веревки будут имитировать солнечные лучи. Когда осе детали будут готовы и укреплены, узкой лентой оплетают рамку. Помните, что цвет может сделать композицию более выразительной. Поэтому заранее подумайте, какого цвета траву лучше применить. Приступая к разработке самостоятельных эскизов, учитывайте, что их нужно разрабатывать с учетом особенностей технических приемов плетения и декоративных возможностей материала. Только тогда можно добиться успеха.
Г. ФЕДОТОВ Рисунки автора
|