МБДОУ № 1 «Солнышко» Оскомова Е.А Г.Снежногорск Слайд № (актуальность) 2 В современном мире, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые родители забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью. Вот несколько из них: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь), бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Скачать презентацию
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. Плохая дикция. Всё это, а так же неуклонный рост числа воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи привел меня к выводу, что уже с раннего возраста необходимо начинать развивать речь. Поэтому я решила использовать фольклор для развития речи детей раннего возраста. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней. Слайд № (цель) 3 В связи, с этим мною была поставлена следующая цель: Развитие эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста через устное народное творчество Слайд № (Задачи) 4 И сформулированы задачи: - развивать активную речь детей - показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках, колядках, припевках, колыбельных; - сформировать у детей интерес к устному народному творчеству; - обогатить словарный запас детей; Потешки я включаю во все режимные моменты: умывание, одевание, приём пищи, укладывание спать. Я составила картотеку в которую вошли потешки подходящие для любого случая, также сюда вошли пальчиковые игры и физ.минутки Слайд № 5 Я сегодня утром рано Умывался из-под крана И я сам теперь умею Вымыть личико и шею
Как тебя зовут, дружок? А меня зовут «Горшок»! Я спасаю всех детей От разных неприятностей. Если будем мы дружить, Будешь ты сухим ходить! С такими пестушками (стихотворение которым сопровождается уход за ребёнком) мы с детками посещаем туалетную комнату. Слайд № 6 С пестушками приступаем к приёму пищи. Травка – муравка со сна поднялась. Птичка – синичка за зерно взялась. Зайка за капусту, Мышка за корку, Детки за молочко.
Глубоко - не мелко, Корабли в тарелках. Луку головка, Красная морковка, Петрушка, картошка, Крупки немножко. Вот кораблик плывет, Заплывает прямо в рот!
Слайд № 7 Они же помогают нам весело одеться на прогулку или после сна. Мы на пухлые ручонки, Надеваем рубашонку. Повторяй за мной слова: Ручка – раз, и ручка – два! Застегнем застежки На твоей одежке: Пуговки и кнопочки, Разные заклепочки. На мою малышку Наденем мы штанишки. Повторяй за мной слова: Ножка – раз, и ножка – два Слайд № 8 Заклички и народные игры помогают нам весело провести прогулку Солнышко-ведрышко, Выглянь в окошкечко. Твои детки плачут По камушкам скачут.
Гули - гули Зиму белу прогоняйте Весну красну созывайте Гули - гули Весну красну созывайте Землю нашу одевайте Гули - гули Землю нашу одевайте Все поляны согревайте Гули - гули Все поляны согревайте Солнце мило приглашайте Гули - гули
Слайд № 9 Колыбельные успокаивают перед сном, помогают детям расслабиться Ай, бай, бай, бай, Ты собачка, не лай! Ты, корова, не мычи! Ты, петух, не кричи! А наш мальчик будет спать, Станет глазки закрывать.
Баю-бай, усни, Катюшка, Моя зайка-веселушка, Глазки зайка закрывай, Баю-баю-баю-бай.
Слайд № 10 Потешки сопровождают игры взрослого с ребенком, его пальчиками, ручками Стук -стук- постук, раздается где то стук. Молоточки стучат, строят домик для зайчат - Вот с такою крышей, (ладошки над головой) Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек) Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом) Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом) И вот с таким замком! (сцепили ручки) Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений не вызовет интереса, радости, желания повторить еще и еще.
Слайд № 11-13 Хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Слайд №14 В свою работу я вовлекла и родителей. С их помощью для детей была оформлена выставка по сказке «Заюшкина избушка». Надо заметить это не статичные фигурки, а игрушки, которые используются нами практически каждый день и для самостоятельной деятельности детей и для инсценировок. Слайд №15 Так же совместно с родителями была издана наша первая книга потешек и иллюстраций к ним. Слайд № 16 В помощь родителям мною были подготовлены консультации: Использование устного народного творчества в развитии речи детей, Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Слайд № 17 И папка раскладушка «Артикуляционная гимнастика» Слайд № 18 Таким образом, ознакомление детей с малыми формами фольклора влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи. Убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности. Слайд № 19 Спасибо за внимание!
|