Пояснительная записка
Сведения, полученные в работах Э. Эриксона, Л. С. Выготского, А. Фрейд, К. Хорни, подчеркивают важность правильного врспитания детей с раннего возраста и гуманного к ним отношения. Чтобы формировать токое отношение, воспитывающим взрослым нужно знать особенности тяжелого периода в этом возрасте - особенности адаптации.
Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат - адптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики;
Особенности адаптационного периода
Скачать презентацию
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс)
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса: острая фаза или период дезадаптации, подострая фаза или собственно адаптация, фаза компенсации или период адаптированности.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым , лживость, болезнь, страх наказания.
.Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым , лживость, болезнь, страх наказания.В работе по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста мною используется: 1. Модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ (Лапина И.В.). 2. Модифицированная адаптационная программа Лапиной И.В. «В детский сад с мамой». 3. Модифицированная программа Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 в период адаптации к дошкольному учреждению». Цель построения модели: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в ДОУ путем взаимодействия детского сада и семьи. Задачи, способствующие реализации поставленной цели: - помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению; - использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом; - обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения групповых занятий в адаптационный период, познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада; - оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
Далее в презентации прдеставлены некоторые используемые мною занятия из программы по адаптации. Каждое занятие повторяются несколько раз и проводится 2 - 3 раза в неделю, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того , дети раннего возраста любят повторения: знакомые игры и упражнения воспринимаются или легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.
Сcылка на презентацию
|