Семинар – практикум для воспитателей. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей. Презентацию подготовила: Тельнова Татьяна Михайловна, учитель-логопед ДОУ №242 СО РАН г. Красноярск, 2013 г. Формирование правильного произношения звуков у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Артикуляционная гимнастика. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: • Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. • Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. • Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Скачать презентацию
• Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям, - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики: • Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. • В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений. • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса. Пальчиковая гимнастика. Учеными доказаны важные положения, касающиеся взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки: • Движения пальцев рук, являясь совокупностью скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, влияют на развитие высшей нервной деятельности ребенка, интеллектуального развития. • Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенной рядом с проекцией речевой моторной зоны. • Движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС, что проявляется в ускорении развития речи ребенка. • Правила проведения: • пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно. • после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук). • пальчиковая гимнастика должна проводится регулярно, ежедневно. Желательно использоваться ее на всех занятиях. Группы упражнений: • Самомассаж и массаж кистей и пальцев рук. • Сопряженная гимнастика. Упражнения, направленные на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики. • Упражнения развивающим силу мышц кистей и пальцев рук относятся игры и упражнения с мелкими предметами (теннисные, резиновые мячики, игрушки для прорезывания зубов и т.д.) • Статические упражнения, удерживающие определенную позу – развивающие кинетический компонент двигательного акта – это такие как «Зайцы», «Коза», «Собака», «Цветок», «Лучики», они способствуют формированию у детей чувства пространства и точности движений, развитию наблюдательности и внимания, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности. • Упражнение на развитие динамического компонента на другую, умения противопоставлять большой палец остальным, динамической координации («Пальчики двигательного акта, на развитие умения переключаться с одной позиции здороваются», «Скакалка», «Моя семья» и т.д). • Кинезиологических упражнений: направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет формировать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики, предотвращение и коррекцию дисграфии. («Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос»,«Змейка».
|