МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НЯГАНЬ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 6 «РЯБИНКА» С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ» Данигевич Виктория гр. «Одуванчик»
руководители Волоковых Любовь Михайловна воспитатель Черемисова Алла Ивановна воспитатель г.Нягань
Национальное искусство угорских народов тесно связано с повседневной жизнью и бытом человека. Орнаменты обско-угорских народов разнообразны. Исследуя искусство обско-угорских народов, мы решили найти объяснение тайны орнамента. Искусство северных народов называют искусством, рожденным на снегу.
Скачать конспект
Скачать презентацию
Период становления орнамента протекал в лесной зоне, где большое изобилие зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Названия узорам давали по сходству предмета, животного. Народ изображал богатую природу и свою жизнь на севере в орнаментной символике. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов (орнаментов должно быть нечетное число), они являются условными символами солнца, земли, неба, зверей. Символы-обереги переходили от матери к дочери. В орнаментах записана история народа, они рассказывают о человеке, с какого он селения, род занятий, достаток, выполняют функцию оберегов. Некоторые орнаменты выполнялись в определенное время по случаю, какого либо события, например: вышивание медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику добывшего медведя. Мастерицы очень гордятся умением изготовлять красивые вещи. Вот почему предметы неповторимы. Для изготовления изделий используют 5 цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость. Платье. Для украшения подола платья национальным орнаментом используются длинные узкие полоски ярких цветов, которые обозначают разнообразие местного колорита. Голубая полоса – это радость, красная – благополучие. А эти вертикальные прямые линии напоминают нам о том, что с нами святые духи, которые защищают нас. Сумочка. Сделана она из белого шелка – обозначает удачу и красоту снежных просторов. В центре - орнамент в розетке шишка – это семья. Как из семечка вырастает дерево, так из маленького вырастает сильный, работящий человек. Игольница, украшенная бисером. Игольница предмет для каждой женщины. У хорошей хозяйки каждая иголка имеет свое место. Это не просто предмет обихода – это оберег. В центре игольницы – орнамент птица.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тема: Тайна орнамента обско-угорских народов. Актуальность: Сохранение и развитие уникальности и орнамента обско-угорских народов. Цель: Раскрыть тайну об орнаменте обско-угорских народов. Задачи: • Изучить представление о художественном разнообразии и красоте орнаментов обско-угорских народов • Формировать умение составлять узор на изделиях, используя орнамент обско-угорских народов • Развивать мышление творческую способность • Воспитывать интерес к искусству обско – угорских народов Гипотеза: Я узнаю тайну об орнаменте обско – угорского народа, буду умело применять знания в изготовлении изделий.
Тип проекта: Творческо-исследовательский Вид: Среднесрочный
1 этап. Сбор информации для копилки проекта. • Подбор научной и художественной литературы • Поиск информации в СМИ • Встреча с представителями обско – угорских народов. • Рассматривание орнаментов обско – угорских народов • Просмотр видеофильмов, слайдов. • Беседа с родителями.
2 этап Систематизация собранной копилки. • Оформление фотоальбома • Беседа: Природа орнаментального искусства. • Изготовление изделий с использованием орнамента • Изготовление орнамента на основе орнамента обско-угорских народов. 3 этап Результат • В результате полученных знаний изготовлены (сшиты) : платье, сумка, игольница, носки (связаны) • Создали библиотеку по теме: «Орнаменты обско-угорских народов». • Банк развивающих игр (Приложение №1) • Оформленный фотоальбом (Приложение №2) • Слайд программа (Приложение №3)
4 этап Презентация проекта в группе, МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №6 «Рябинка» Слайд программа: «Тайна орнамента» Новизна проекта Изучила историю создания орнамента обско-угорских народов и научилась шить и украшать изделия. Дальнейшее использование • Использование мини-библиотеки детьми МАДОУ МО г.Нягань детский сад №6 «Рябинка». • Использование орнамента в изготовлении изделий для музея детского сада.
Наряд для куклы своими руками
Каждый орнамент имеет свое значение
В орнаменте - история народа
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я узнала, что природа была источником создания орнамента. Орнамент оживляет вещи. Он рассказывает о богатстве и разнообразии национального колорита. Надо сохранить культуру обско-угорских народов. Орнаменты красивы в них все предметы Родины моей. 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вершинина Е., Голоса древних культур, Ханты-Мансийск – Екатеринбург, 2008, стр. 126 2. Кудрявцев В. Т., Ребенок и декоративно- прикладное искусство обских угров, Москва, издательство ИКАР, 2003, стр. 161. 3. Куриков В., С верой и надеждой - в 3 тысячелетие, Ханты- мансийский округ, издательство Зевс, 2000, стр. 190. 4. Шешкин П. Е., Мансийские орнаменты, Петрозаводск, издательство «Просвещение», 1993, стр. 88
|