ПРОЕКТ «Как зимуют рыбки?» |
Презентации | |||
Автор: Барская Анна Дмитриевна | |||
07.04.2015 09:52 | |||
ПРОЕКТ «Как зимуют рыбки?»
Участники проекта: Воспитатель, педагог-психолог, дети и родители средней группы ОДП 7 школы 1315. Актуальность: Недостаточная познавательная активность детей в вопросах сезонных изменений в природе, недостаточный интерес к экологическому воспитанию у родителей; отсутствие темы в базовой программе ДОУ (не только для детей среднего, но и более старшего возраста).
Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации у детей. Задачи:
Этапы реализации проекта: I. Подготовительный:
II. Этап – основной (практический). Основной этап можно условно разделить на несколько стадий. Вначале у детей и родителей необходимо создать интерес к теме изменений в живой и неживой природе зимой. На занятиях и прогулках с детьми обсуждаются изменения, которые связаны с приходом холодной погоды зимой. Большинство детей имеют те или иные знания о том, как разные звери приспосабливаются к новым условиям. Эти знания актуализируются, анализируются, расширяются и обобщаются. Дети должны усвоить главное: все живые существа вынуждены приспосабливаться к зиме, все это делают по-разному. Поскольку для дальнейшей постановки проблемы особенно важно, что происходит с обитателями водоемов зимой, с детьми проводятся эксперименты с замораживанием воды. С помощью опытов, знакомства с необычными фактами у детей создается яркий образ и понимание, что в обычной воде можно двигаться, а на морозе вода становится твердой как камень.
На второй стадии, когда дети уже обладают определенными знаниями, педагог ставит перед детьми вопрос «Как зимуют рыбки», на который у детей этого возраста нет готового ответа. Используя данную проблемную ситуацию, педагог формирует у детей познавательско-исследовательские действия, которые помогут детям в дальнейшем. Дети должны научиться актуализировать имеющуюся у них информацию (вспомнить рассказы взрослых, сказки, мультфильмы), задавать вопросы взрослым, искать вместе с ними информацию в книгах, в фильмах, в интернете, ставить опыты, если это возможно.
На этой стадии проекта дети делают основные выводы о том, как же на самом деле зимуют рыбки. Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. Рыбы зимуют по-разному. Многие рыбы впадают в спячку. Сомы ложатся на дно или зарываются в ил. Хищные рыбы не спят даже зимой. Особенно любит холодную воду налим. Рыбы зимой не замерзают. Для того, чтобы дети надолго запомнили полученный опыт и знания заканчивается основной этап созданием макета — интерактивной модели зимнего пруда, в котором живут и двигаются рыбки. Модель – макет, в основе его плакат, на котором есть объемный элемент – пруд с прозрачным окошечком, в котором могут двигаться на палочках встроенные рыбки. Поскольку навыки художественного творчества у детей среднего возраста развиты недостаточно, необходимо было провести ряд подготовительных занятий. В ходе этих занятий дети получили представления о фигуре и фоне, о смешении и размывании красок для создания фона, получили навыки работы широкими мазками при создании фона и кончиком тонкой кисти при создании силуэтов деревьев. После подготовительных рисунков на отдельных листах дети переходили к рисованию на общем листе ватмана. В ходе такого рисования дети учились навыкам сотрудничества, умению работать в команде. Определенная теснота вокруг листа, провоцировала мелкие стычки между детьми, но перед ними была поставлена педагогами задача работать дружно, уступать, обсуждать спорные места. Это был первый опыт такой работы у детей средней группы и они с ним справились довольно успешно. После индивидуального рисования деревьев была устроена выставка. Дети учились оценивать работы себя и друг друга так, чтобы, с одной стороны никого не обидеть, а с другой стороны выбрать тех, кто будет рисовать деревья на большом листе. Так коллективно были выбраны пятеро, которые по парам рисовали на плакате, а остальные ребята их поддерживали. Когда макет был готов, дети с довольствием играли с ним: рассказывали друг другу историю и показывали, как плавают рыбки подо льдом. Таким образом, заключительная стадия основного этапа проекта включала следующие виды деятельности.
Завершающий этап. Проект завершается презентацией проекта для детей среднего возраста в другой группе. Теперь дети сами могут побыть в роли ученого и объяснить другим, как же на самом деле зимуют рыбки. Безусловно, не все ребята одинаково интересно могут рассказать другим детям о полученном опыте. Были выбраны несколько детей, у которых лучше других была развита связная речь. Они подготовились к выступлению в другой группе среди детей также среднего возраста. Выступление было спланировано так, что сначала ребенок заинтересовал слушателей своим вопросом, а потом рассказывал, как он с педагогами, родителями и ребятами из своей группы искал ответ на этот вопрос. Что он узнал интересного о жизни рыб зимой. В заключении он демонстрировал модель в действии. Модель вызвала живой интерес у слушателей. Некоторым детям показалось на мгновение, что движутся живые рыбки, а один из зрителей даже спросил, есть ли вода в пруду. Результаты: Реализация проекта показала преимущества метода проекта: возможность сконцентрироваться на определенной теме. У детей включаются и развиваются любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Дети получили новые знания, расширился кругозор. Дети получили первые осознанные представления о том, как искать ответы на интересующие их вопросы. У родителей расширились представления о возможных занятиях с детьми возраста 4 — 5 лет, надеемся, в дальнейшем появится заинтересованность в экспериментировании с своими детьми. Анализ и выводы. Исследование с детьми 4-5 лет не являлось полноценной исследовательской деятельностью, в которой дети поставили вопрос и планомерно ищут на него ответ. Вопрос был инициирован взрослыми. В ходе проведения экспериментов детям был очень интересен сам процесс, а логические выводы были также организованны педагогами. Возможно, в среднем возрасте исследовательские проекты должны быть короче по длительности. В процессе проведения опытов детям больше хотелось действовать, чем наблюдать. Это необходимо учитывать при подготовке экспериментов для детей среднего возраста. В следующем году планируем реализовать аналогичный проект с детьми старшего возраста. Например, как зимуют лягушки или улитки. По своей идеалогии проект больше подходит для детей старшего дошкольного возраста. Проект получился комплексным, позволил охватить различные образовательные области: познавательного, речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития. Проект явился ярким и запоминающимся событием в жизни детей.
|