Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОЕКТ «Как зимуют рыбки?»
Презентации
Автор: Барская Анна Дмитриевна   
07.04.2015 09:52

ПРОЕКТ «Как зимуют рыбки?»ПРОЕКТ «Как зимуют рыбки?»

  • Тип проекта: познавательный, творчески-исследовательский.
  • Сроки проведения: 12 января – 20 марта (среднесрочный).
  • Авторы проекта: Барская А.Д., Войнич Н.Ю.

Участники проекта: Воспитатель, педагог-психолог, дети и родители средней группы ОДП 7 школы 1315.

Актуальность: Недостаточная познавательная активность детей в вопросах сезонных изменений в природе, недостаточный интерес к экологическому воспитанию у родителей; отсутствие темы в базовой программе ДОУ (не только для детей среднего, но и более старшего возраста).

 

Скачать проект-презентацию

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации у детей.

Задачи:

  • активной познавательной позиции,
  • формирование представлений у детей, как они могут искать ответы на интересные им вопросы (формирование познавательных действий),
  • расширение представлений детей о том, как разные живые существа переживают зиму,
  • включение экспериментирования в НОД,
  • развитие творческих и интеллектуальных способностей детей,
  • привлечение воспитанников и родителей к данной проблеме,
  • популяризация метода проектов в познавательной деятельности в ДОУ.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный:

  • Первичная диагностическая беседа с детьми по теме проекта;
  • Обсуждение планируемой работы воспитателя с детьми по теме сезонные изменения в природе зимой;
  • Изучение методической литературы;
  • Создание необходимых условий для реализации проекта, т. е. необходимый наглядный материал (картины, рисунки, художественная литература, подбор игр; подбор консультаций для родителей)

II. Этап – основной (практический).

Основной этап можно условно разделить на несколько стадий. Вначале у детей и родителей необходимо создать интерес к теме изменений в живой и неживой природе зимой. На занятиях и прогулках с детьми обсуждаются изменения, которые связаны с приходом холодной погоды зимой. Большинство детей имеют те или иные знания о том, как разные звери приспосабливаются к новым условиям. Эти знания актуализируются, анализируются, расширяются и обобщаются. Дети должны усвоить главное: все живые существа вынуждены приспосабливаться к зиме, все это делают по-разному. Поскольку для дальнейшей постановки проблемы особенно важно, что происходит с обитателями водоемов зимой, с детьми проводятся эксперименты с замораживанием воды. С помощью опытов, знакомства с необычными фактами у детей создается яркий образ и понимание, что в обычной воде можно двигаться, а на морозе вода становится твердой как камень.

  • Беседы о сезонных изменениях в природе зимой на прогулках.
  • ООД «Познание» «Как зимуют разные животные».
  • ООД Развитие речи «По щучьему веленью».
  • ООД «Познание» «Вода, снег, лед: превращения воды зимой». (Экспериментальная деятельность, презентация).
  • Консультация для родителей «Эксперименты с детьми 4-5 лет».

На второй стадии, когда дети уже обладают определенными знаниями, педагог ставит перед детьми вопрос «Как зимуют рыбки», на который у детей этого возраста нет готового ответа. Используя данную проблемную ситуацию, педагог формирует у детей познавательско-исследовательские действия, которые помогут детям в дальнейшем. Дети должны научиться актуализировать имеющуюся у них информацию (вспомнить рассказы взрослых, сказки, мультфильмы), задавать вопросы взрослым, искать вместе с ними информацию в книгах, в фильмах, в интернете, ставить опыты, если это возможно.

  • ООД Познание, Художественное творчество «Что произойдет с рыбками зимой?». (Лепим и замораживаем пластилиновых рыбок).
  • ООД Познание, Развитие речи «Как найти ответ на наш вопрос». (Вспоминаем сказку «По щучьему веленью». Беседа «Что нам рассказали родители?» Просмотр и обсуждение мультфильма про Лунтика «Прорубь»).
  • ООД Развитие речи слушаем и обсуждаем познавательные рассказы (Э. Шим «Всем вам крышка» и Л.Карпова «Как рыбы зимуют).
  • ООД Познание «Рыбки живут подо льдом» (эксперимент «Ледяная крышка», презентация «Жизнь зимой подо льдом», обобщение и выводы.

На этой стадии проекта дети делают основные выводы о том, как же на самом деле зимуют рыбки.

Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. Рыбы зимуют по-разному. Многие рыбы впадают в спячку. Сомы ложатся на дно или зарываются в ил. Хищные рыбы не спят даже зимой. Особенно любит холодную воду налим. Рыбы зимой не замерзают.

Для того, чтобы дети надолго запомнили полученный опыт и знания заканчивается основной этап созданием макета — интерактивной модели зимнего пруда, в котором живут и двигаются рыбки. Модель – макет, в основе его плакат, на котором есть объемный элемент – пруд с прозрачным окошечком, в котором могут двигаться на палочках встроенные рыбки.

Поскольку навыки художественного творчества у детей среднего возраста развиты недостаточно, необходимо было провести ряд подготовительных занятий. В ходе этих занятий дети получили представления о фигуре и фоне, о смешении и размывании красок для создания фона, получили навыки работы широкими мазками при создании фона и кончиком тонкой кисти при создании силуэтов деревьев. После подготовительных рисунков на отдельных листах дети переходили к рисованию на общем листе ватмана. В ходе такого рисования дети учились навыкам сотрудничества, умению работать в команде. Определенная теснота вокруг листа, провоцировала мелкие стычки между детьми, но перед ними была поставлена педагогами задача работать дружно, уступать, обсуждать спорные места. Это был первый опыт такой работы у детей средней группы и они с ним справились довольно успешно. После индивидуального рисования деревьев была устроена выставка. Дети учились оценивать работы себя и друг друга так, чтобы, с одной стороны никого не обидеть, а с другой стороны выбрать тех, кто будет рисовать деревья на большом листе. Так коллективно были выбраны пятеро, которые по парам рисовали на плакате, а остальные ребята их поддерживали.

Когда макет был готов, дети с довольствием играли с ним: рассказывали друг другу историю и показывали, как плавают рыбки подо льдом.

Таким образом, заключительная стадия основного этапа проекта включала следующие виды деятельности.

  • Обсуждение идеи зимнего пейзажа (беседы по картинам).
  • ООД Художественное творчество «Рисуем снежный фон».
  • ООД Художественное творчество «Рисуем силуэты деревьев».
  • ООД Коммуникация, Художественное творчество коллективная работа – макет «Как зимуют рыбки».
  • Игра-представление «Как зимуют рыбки подо льдом».

Завершающий этап.

Проект завершается презентацией проекта для детей среднего возраста в другой группе. Теперь дети сами могут побыть в роли ученого и объяснить другим, как же на самом деле зимуют рыбки. Безусловно, не все ребята одинаково интересно могут рассказать другим детям о полученном опыте. Были выбраны несколько детей, у которых лучше других была развита связная речь. Они подготовились к выступлению в другой группе среди детей также среднего возраста. Выступление было спланировано так, что сначала ребенок заинтересовал слушателей своим вопросом, а потом рассказывал, как он с педагогами, родителями и ребятами из своей группы искал ответ на этот вопрос. Что он узнал интересного о жизни рыб зимой. В заключении он демонстрировал модель в действии.

Модель вызвала живой интерес у слушателей. Некоторым детям показалось на мгновение, что движутся живые рыбки, а один из зрителей даже спросил, есть ли вода в пруду.

Результаты:

Реализация проекта показала преимущества метода проекта: возможность сконцентрироваться на определенной теме. У детей включаются и развиваются любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Дети получили новые знания, расширился кругозор. Дети получили первые осознанные представления о том, как искать ответы на интересующие их вопросы.

У родителей расширились представления о возможных занятиях с детьми возраста 4 — 5 лет, надеемся, в дальнейшем появится заинтересованность в экспериментировании с своими детьми.

Анализ и выводы.

Исследование с детьми 4-5 лет не являлось полноценной исследовательской деятельностью, в которой дети поставили вопрос и планомерно ищут на него ответ. Вопрос был инициирован взрослыми. В ходе проведения экспериментов детям был очень интересен сам процесс, а логические выводы были также организованны педагогами. Возможно, в среднем возрасте исследовательские проекты должны быть короче по длительности.

В процессе проведения опытов детям больше хотелось действовать, чем наблюдать. Это необходимо учитывать при подготовке экспериментов для детей среднего возраста. В следующем году планируем реализовать аналогичный проект с детьми старшего возраста. Например, как зимуют лягушки или улитки. По своей идеалогии проект больше подходит для детей старшего дошкольного возраста.

Проект получился комплексным, позволил охватить различные образовательные области: познавательного, речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития.

Проект явился ярким и запоминающимся событием в жизни детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год