МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "В ГОСТЯХ У МАТРЁШЕК" |
Презентации | |||
Автор: Пономарёва Елена Александровна | |||
26.04.2015 01:05 | |||
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "В ГОСТЯХ У МАТРЁШЕК" ПОДГОТОВИЛИ, АЛЕКСАНДРОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА ЛОГОПЕД ПОНОМАРЁВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей «Березка», ПОС. ЗДРАВНИЦА, СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РАЙОН, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Посещение с детьми выставки "РУССКАЯ МАТРЁШКА" С УЧАСТИЕМ В МАСТЕР-КЛАССЕ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Коррекционно — образовательные:
Коррекционно — развивающие:
Коррекционно — воспитательные:
ХОД ЗАНЯТИЯ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Вход в зал под музыку. Ходьба является вводным упражнением. Она формирует чёткую координацию движений рук и ног, улучшает осанку, учит ориентироваться в пространстве, учит воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивает слуховое внимание. «Улыбка» на лице. Упражнение на развитие мимики направлено на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щёк) Приветствие. Каждый раз приветствие звучит одинаково и этим настраивает детей на занятие. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Загадка Введение в тему. Создание проблемной ситуации. Сравнительный анализ количества и величины предметов. Презентация «Русская матрёшка» — слайд-шоу. Использование современных технических средств обучения для развития памяти, обогащения пассивного и активного словарного запаса. Танец «Мы – весёлые матрёшки». Данное упражнение направлено на развитие чувства ритма. Основная задача – формировать у детей чувство музыкального ритма в движении. Также способствует развитию координации и ловкости движений. Артикуляционная гимнастика. Данный комплекс направлен на развитие подвижности языка, губ, челюстей. Учит удерживать губы и язык в заданном положении. Укрепляет мускулатуру языка и щёк. Способствует переключаемости артикуляционных движений. Помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Пальчиковая игра «Ватрушки» Речевая пальчиковая игра с элементами самомассажа. Стихотворный текст является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий. Упражнение способствует скорейшему речевому развитию. Упражнение «Нанизываем баранки» Упражнение развивающее неречевые процессы – мелкую моторику, координацию движений, мышечный тонус. Игра «Матрёшки и мышь» Данное упражнение воспитывает устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Развиваются все виды памяти – моторная, зрительная, слуховая. Учит ориентироваться в пространстве, соблюдать правила, работать в коллективе. Раскрашивание матрёшек. Упражнение развивает мелкую моторику, учит ориентироваться на листе бумаги, подготавливает руку к письму. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Оценка работы детей. Выход из зала под музыку. Ходьба является заключительным упражнением. Она формирует чёткую координацию движений рук и ног, улучшает осанку, учит ориентироваться в пространстве, учит воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивает слуховое внимание. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "В ГОСТЯХ У МАТРЁШЕК" МУЗЫКА (русская народная плясовая) Дети входят в зал под русскую народную плясовую, руки придерживают края юбки, губы в "улыбке". Идут произвольным шагом. ПРИВЕТСТВИЕ: Педагог (пропевает): Добрый день! Дети (отхлопывают): Здравствуйте! Педагог: Девочки, послушайте загадку: Они и летом, и зимой Помните, мы были в гостях у Матрёшек? А сегодня они пришли в гости к нам! Педагог расставляет матрёшек. Ростом разные подружки, (Взять в руку одну) А сколько в руке? (одна) Сколько стало матрёшек? (много) Какая самая маленькая? (последняя) Какая самая большая? (первая) Педагог: Русский народ любит своих детей. Вот и придумали народные мастера матрёшку, которая считается самой любимой детской игрушкой. Давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран. ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РУССКАЯ МАТРЁШКА" МУЗЫКА (фон — народная мелодия) ЗАСТАВКА Педагог: (СЛАЙД 1) Матрёшка на окошке (СЛАЙД 2) Первая матрёшка появилась в России много-много лет назад. Это была деревянная кукла, изображавшая девушку в русском сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове. В руке кукла держала чёрного петуха. (СЛАЙД 3) Как вы думаете, из чего сделана матрёшка? (из дерева) Сначала надо выточить из дерева заготовку. Работу мастер начинает с самой маленькой матрёшечки, порой она меньше ногтя. Затем больше и больше. (СЛАЙД 4) Очень любят все матрёшки Яркими, весёлыми красками художник распишет матрёшек, "оденет" их в нарядные одежды. Иногда фигурки покрывают лаком. (СЛАЙД 5) Цветастое платье, (СЛАЙД 6) И вот уже улыбается русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с дружной семейкой. Внутри самой большой куклы помещается целое семейство. (СЛАЙД 7) Матрёнами в то время называли очень много девочек. Вот и игрушку ласково стали называть Матрёшей, Матрёнушкой. (СЛАЙД 8) Матрёшки танцуют, (СЛАЙД 9) Как вы думаете, какой человек их смастерил — добрый или злой? Конечно, добрый. Его доброта поселилась в каждой матрёшке. Поэтому матрёшку любят и взрослые, и дети. (СЛАЙД 10 заключительный) Педагог: И весёлые матрёшки ТАНЕЦ "МЫ — ВЕСЁЛЫЕ МАТРЁШКИ" слова и музыка Г.Ф. Вихаревой Мы весёлые матрёшки, руки на пояс, "пружинки" Ладушки, ладушки. На ногах у нас сапожки. ноги на пятку поочерёдно Ладушки, ладушки. Мы похожи, словно сёстры, также + повороты туловища Ладушки, ладушки. ПРОИГРЫШ кружатся один круг Педагог: Ну, матрёшки, все на диво АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА "САМОВАР" Иван Иваныч Самовар надуваем щёки и удерживаем 3-5 сек. Был пузатый самовар, Разъярённый кипяток, "ЧАШЕЧКА" Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка приподняты, но зубов не касаются. Упражнение учит удерживать губы и язык в заданном положении. "ПОДУЕМ НА ГОРЯЧИЙ ЧАЙ" Дети вытягивают губы вперёд длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох, стимулирует речевое дыхание. "КОНФЕТКА" Рот закрыт. Напряжённым языком упираются то в одну щёку, то в другую. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щёк. "ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ" Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение укрепляет мышцы языка и губ, развивает подвижность языка. "КУСОЧЕК ПИРОГА" Открывают рот, расслабленный язык кладут на нижнюю губу и покусывают язык зубами. Упражнение способствует расслаблению мышц языка, снимают напряжение. Педагог: Чаепитие продолжается с хлебом, с плюшками, С вкусными ватрушками. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА "ВАТРУШКИ" Тюшки — тютюшки! хлопаем в ладоши Ягоды, творог — "лепим пирожки" Педагог: Матрёшки тоже принесли нам угощение — баранки к чаю, но по дороге случилось несчастье — верёвочка порвалась и баранки рассыпались. Давайте поможем матрёшкам нанизать баранки на верёвочку. Дети садятся к столу. МУЗЫКА (русская народная мелодия) УПРАЖНЕНИЕ "НАНИЗЫВАЕМ БАРАНКИ" Педагог: Чай попили и поели, ИГРА "МАТРЁШКИ И МЫШЬ" музыка М.Ю. Картушиной Вот матрёшечки гуляли, гуляют по залу, "собирают ягоды" В лесу ягоды искали. Вкусны ягоды поели. Под кусточком задремали. Свои ножки показали. Прямо на лесной опушке Оказалось, это мышь! Педагог: Поплясали, поиграли Дети садятся к столу. Педагог: Давайте украсим платочки матрёшек волшебным горошком. МУЗЫКА (фон — русский народный наигрыш) Дети раскрашивают горох на платках бумажных матрёшек. Педагог: Посмотрите, сколько красивых матрёшек появилось у нас. Дети встают и строятся на выход. Губы в «улыбке», плечи расправлены. Педагог: Такую игрушку — матрёшку делают только в России. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле. МУЗЫКА ВЫХОД из зала под русскую народную плясовую. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
|