Методическое сопровождение к использованию логопедического тренажера «Дифференциация звуков ш-ж в речи» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности
Автор: Чурикова Ольга Николаевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка» город Губкин Белгородской области
Данное электронное пособие может быть использовано учителем-логопедом в индивидуальной или подгрупповой работе с детьми дошкольного возраста по устранению нарушений в звукопроизношении звуков – ш – ж, коррекции ошибок лексико-грамматического характера, активизации словаря, развитию связной речи. Логопедический тренажер позволяет проводить работу с детьми с тяжелыми нарушениями речи на уровне различных речевых единиц: от звука до текста с использованием игровых методов и приемов. В коррекционно-развивающей работе электронное пособие может применяться учителем-логопедом, как часть занятия или самостоятельный материал для закрепления, автоматизации и дифференциации звуков ш – ж в речи.
Скачать методику
Скачать презентацию
Тема подгруппового занятия: «Дифференциация звуков ш-ж»
Цель:
Коррекционно-образовательная: • закреплять у детей навык правильного произношения и дифференциации звуков ш – ж. в речи; • обогащение пассивного и активного словаря детей по лексической теме «Игрушки»; • учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже; • закрепить умение согласовывать существительные с числительными; • практическое употребление в речи притяжательных прилагательных.
Коррекционно-развивающая: • активизировать словарь детей по теме «Игрушки»; • развивать фонематический слух, восприятие, навык звукового анализа и синтеза; • совершенствовать связную речь, пересказывать текст с опорой на картинки. • развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Воспитательная:
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на занятии; • воспитывать желание красиво и правильно говорить.
Оборудование: ноутбук, зеркала на каждого ребенка, контурные изображения гуся и жука для каждого ребенка, мяч;
Ход работы: 1. Организационный момент Игра с мячом: «Один-много» Логопед, бросая мяч, называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном. Например: кукла – много …кукол, машина – много …машин, кубик – много …кубиков, самолет – много …
2. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Лошадка», «Грибочек», «Гармошка», «Дятел».
3. Упражнение для развития дыхания: «Пропеллер».
Слайд №1 титульный
Слайд №2 Гусь гулял во дворе, увидел мышку, лягушку, кошку и начал на них шипеть. Давайте покажем, как шипит гусь: губы округлены, язычок у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок». Дети показывают, как долго шипит гусь на мышку, потом на лягушку и кошку.
Слайд №3 Жук сидит на лужайке и жужжит. Покажите, как он произносит звук –ж- : губы округлены, язычок у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок». В лесу растут желуди, на полянке сидит медвежонок, ежик собирает яблоки. Покажите, как жук летит и жужжит, хочет сесть на желуди, кружится над медвежонком, ежиком.
Слайд №4 Логопед читает стихотворение «песенку гуся», предлагает детям дать характеристику звуку –ш- (согласный, твердый, глухой)
Слайд №5 Логопед читает стихотворение «песенку жука», предлагает детям дать характеристику звуку –ж- (согласный, твердый, звонкий).
Слайд №6 Логопед читает стихотворение и предлагает детям показать гуся, если услышали слово со звуком –ш-, жука, если услышали слово со звуком –ж-.
Слайд №7 Д/игра «Добавь –жи- или –ши-» Дети добавляют слог –жи- или –ши-, называют получившееся слово, появляется картинка, которая помогает проверить правильный ответ.
Слайд №8 Д/и «Доскажи словечко» Дети в соответствии с рифмой добавляют слово в чистоговорку, проверяют правильный ответ с помощью картинок.
Слайд №9 Д/и «Магазин игрушек» Дети называют, сколько каких игрушек продают в магазине: две кошки, одна лошадка и т. д.
Слайд №10 Гусь шипит, мы слышим звук –ш-, и в имени мальчика тоже есть звук –ш-, его зовут Миша. Жук жужжит, мы слышим звук –ж-, в имени мальчика есть звук –ж-, его зовут Женя. Миша и Женя выбирают в магазине игрушки: Миша покупает игрушки со звуком – ш -, а Женя со звуком –ж-. Дети отвечают по образцу логопеда: «Миша покупает кошку. Это Мишина кошка; Женя покупает жирафа. Это Женин жираф»
Слайд №11 Логопед читает рассказ детям, на экране постепенно появляются картинки с изображением игрушек. В ходе беседы закрепляются их названия: плюшевый мишка, резиновый ежик и т. д. Дети пересказывают рассказ с опорой на картинки.
Слайд №12 Итог. Дети рассказывают о том, что им понравилось на занятии, какие задания были самые интересные.
|