Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Система работы педагогов - психологов в ДОУ
Презентации
Автор: Настасья Тарасова   
29.04.2014 15:56

Система рабооты педагогов-психологов в ДОУ Путь долог – давайте пойдём рядом.
Путь тяжёл – давайте будем помогать друг другу.
Путь увлекателен – давайте наслаждаться им.
Это наш и только наш путь –  давайте пройдем его вместе!
Джойс Хантер
Основной целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для гармоничного психологического развития ребенка с учетом индивидуальных особенностей. В соответствии с поставленной целью решаются задачи:

1.    Способствовать развитию психических процессов и личностных свойств ребенка через различные формы образовательной деятельности.

 

Скачать презентацию


Скачать конспект

2.    Организовать комплексное индивидуальное сопровождение детей ОВЗ специалистам (педагогу-психологу, логопеду, музыкальному руководитель, инструктору по физической культуре) и педагогу.
3.    Взаимодействовать с родителями воспитанников, с целью психологического просвещения в вопросах семейного воспитания и психического развития ребенка.
4.    Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов через различные формы психологического просвещения и профилактики.
5.    Внедрить проект по теме: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста  к условиям детского сада».
Из поставленных задач видно, что психолого-педагогическое сопровождение охватывает работу с детьми, родителями и педагогами. Систему психолого-педагогического сопровождения образовательных отношений в МБДОУ можно представить в виде знака «бесконечности», который отражает непрерывный процесс основных направлений работы педагога-психолога: диагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психопросвещение и консультирование. Основной точкой активизации системы работы психолого-педагогического сопровождения является диагностическое направление. Это основное направление, исходя из показателей которого, выстраивается вся система работы с ребенком, педагогом и родителем в других направлениях.
Система работы психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений:
Бесконечно - вечно совершенство, в этой бесконечности тая…
Рассмотрим каждое из направлений через основных субъектов образовательных отношений (дети, педагоги, родители).
I.    Диагностическое направление
Диагностическое направление дает возможность выявить уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы детей, а так же позволяет определить основные особенности взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
Дети:
Ежегодно в начале и в конце учебного года проводится диагностика детей адаптационных групп, подготовительных к школе  групп, детей с ОВЗ, а также диагностика по запросу родителей и педагогов по воспитанникам  средних и старших групп (Приложение 3):
Возрастная категория детей    Название диагностики    Охват (%) от общего
кол-ва детей
2-3, 3-4 года   
Шкала умственного развития Бине-Симона
62 чел. /79% от общего количества детей 78 чел.
4-5 лет        24 чел. /41% от общего количества детей 58 чел.
5-6 лет        35 чел./58% от общего количества детей 60 чел.
6-7 лет    Готовность к школе     93 чел./97 % от общего количества детей 95 чел.
После проведения диагностики детей проводится ПМПк, где намечается дальнейший образовательный маршрут сопровождения детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогическом сопровождении.
Педагоги:
Что касается педагогов, то с ними два раза в год проводится анкетирование «Уровень удовлетворенности параметрами работы» и «Психологический климат в коллективе». Целью диагностики педагогов является выявление параметров препятствующих эффективному педагогическому сопровождению детей.
Охват педагогов на начало и конец учебного года составил:
Психологический климат в коллективе (59 чел. /87% от общего количества 68 чел.)
Диагностика по запросу администрации («Удовлетворенность параметрами работы») (38 чел. /56% от общего количества 68 чел.)
По результатам диагностики педагогов намечается профилактическая работа в психологической гостиной «Аптечка для души», а также в сенсорной комнате. После проведения цикла занятий с педагогами отмечается положительная динамика: если на начало года у 6 (16%) педагогов был выявлен высокий уровень конфликтности и у 5 (13%) педагогов – синдром профессионального выгорания, то к концу года уровень конфликтности снизился у педагогов, а также синдром профессионального выгорания у педагогов не был выявлен.
Родители:
С родителями детей адаптационных групп проводится анкетирование, анализ результатов которого в дальнейшем позволяет принять своевременные меры для облегчения процесса адаптации у детей. Педагоги и специалисты, проанализировав анкеты, заранее знают особенности развития детей, что обеспечивает более эффективное взаимодействие с ребенком, а также облегчает адаптационный процесс у детей к условиям ДОУ.
Охват родителей:
Анкетирование  уровня адаптации детей (продолжительность сна, аппетит, общение взрослый-ребенок, ребенок-ребенок) (62 чел. /79% от общего кол-ва родителей  78 чел.)
Удовлетворенность деятельностью ДОУ (120 чел./50% от общего количества родителей 240 чел.)
Диагностика по запросу родителей (тревожность, агрессивность, повышенная активность) (38 чел. / 16% от общего кол-ва детей 240 чел.)
По результатам диагностики родители приглашаются посещать родительский клуб «Мы вместе!» для повышения у них психолого-педагогической компетентности.
II. Коррекционно-развивающее направление
Коррекционно-развивающее направление можно представить в виде схемы:

Дети:
Данное направление имеет двусторонний характер. Его можно разделить на коррекцию и непосредственно развитие. Что касается коррекции, то здесь деятельность направлена на работу с детьми  из группы компенсирующей направленности. Данную группу посещают дети  с ОВЗ, а также дети с нарушениями в речевом развитии. Коррекционная и развивающая работа с данной категорией детей делится на индивидуальную и подгрупповую. Индивидуальная работа состоит из комплексной работы с детьми ОВЗ по индивидуальным маршрутам развития. В 2012-2013 учебном году была разработана структура организации комплексной работы с детьми ОВЗ (Приложение 2).
Подгрупповая работа с детьми проводится по программе «Цветовой игротренинг» Н.М. Погосовой. Данная программа направлена на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы посредством цветотерапии.
Что касается развития детей, то здесь следует отметить развивающую групповую работу с детьми  младших групп в адаптационный процесс «Игротренинг по адаптации», а также подгрупповую образовательную деятельность «Социализация» с детьми подготовительных к школе групп.
В основе игротренинга лежит моя в соавторстве программа «Здравствуй, детский сад!», являющаяся также основой проекта внедряющегося в адаптационных группах. Данный игротренинг направлен на развитие у детей навыков общения, взаимодействия со взрослым и детьми, а также на развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
В основе образовательной деятельности «Социализация» лежит программа «Цветик-семицветик»: курс психологических занятий с детьми 6-7  лет «Приключение будущих первоклассников» Н.Ю. Куражева,  И.А. Козлова. Данная программа рассчитана на повышение уровня мотивации к школе, развитие коммуникативных навыков, а также на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. По данной программе составлены рабочие программы.
Охват детей на начало и конец учебного года:
- Индивидуальная коррекционная работа:
Дети с ОВЗ (3 ребенка)
Индивидуальная работа по запросу родителей (38 чел. /16% от общего количества детей 240 чел.)
- Групповая развивающая работа:
Игротренинг по адаптации (62 чел. /79% от общего кол-ва детей 78 чел.)
Образовательная деятельность по «Социализации» (93 чел./100% от общего количества детей 93 чел.)
II.    Профилактическое направление
Профилактическое направление позволяет улучшить психологическое состояние участников образовательных отношений, что оказывает гармонизирующий эффект на детей, родителей и педагогический состав ДОУ.
Дети:
Каждая возрастная группа детей, в течение одного месяца, один раз в год, посещает сенсорную комнату. Образовательная деятельность основывается на программе сенсорного развития «Сенсорная комната в дошкольном учреждении» Г.Г. Колос. Сенсорное развитие детей направлено на развитие восприятия тактильного, зрительного, слухового, а также на формирование навыков саморегуляции своего состояния, умения расслабляться, снимать психомышечное напряжение, а также на развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение). Ежегодно проводится для детей, педагогов и родителей «Неделя психологии». Целью, которой является обучение приемам и методам саморегуляции своего психологического состояния, умения расслабляться, снимать психомышечное напряжение. Игротренинг для детей в период адаптации проводится в рамках проекта «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ» (Приложение 1). Целью игротренинга является формирование  у детей положительной установки на детский сад, положительное отношение к нему, а также развивать чувство уверенности в окружающем (сближение детей друг с другом и воспитателем).
Охват детей, посещающих сенсорную комнату и игротренинг:
Посещение сенсорной комнаты (180 чел./75% от общего количества детей 240 чел.)
Игротренинг для детей адаптационных групп (62 чел. /79% от общего количества детей 78 чел.)
Педагоги:
Педагоги посещают сенсорную комнату 5 раз в неделю. Для работы с педагогами в сенсорной комнате была создана система занятий, направленных на релаксацию, снятию психомышечного напряжения. Помимо сенсорной комнаты педагоги посещают один раз в месяц психологическую гостиную «Аптечка для души». Целью данной гостиной является повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по отношению к себе (проработка личностных проблем, обучение способам саморегуляции), а также к детям (обучение методам взаимодействия с детьми).
Основными задачами являются:
Обозначить личные ресурсы педагогов, повысить их самооценку.
Научить способам саморегуляции психоэмоционального состояния.
Способствовать формированию в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата.
Снизить синдром профессионального выгорания в педагогической среде.
Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному и личностному самосовершенствованию личности.
Обучить психолого-педагогическим приемам и методам при работе с особыми детьми.
Для решения данных задач был разработан свой алгоритм работы по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов: сначала работаем с личностными проблемами педагогов, учим их способам саморегуляции своего психологического состояния, а только потом  начинаем обучать психолого-педагогическим  методам и приемам взаимодействия с детьми. Также для молодых специалистов в течение года проводятся семинары-практикумы на темы: «Внутренний мир ребенка», «Особенности взаимодействия с особыми детьми», «Психологическое здоровье ребенка» и т.д. для повышения их психолого-педагогической компетентности.
Охват педагогов:
Посещение сенсорной комнаты (30 чел. /79% от общего количества 38 чел.)
Психологическая гостиная «Аптечка для души» (20 чел./53% от общего количества 38 чел.)
Семинары-практикумы (32 чел. /84% от общего количества 38 чел.)
Родители:
Каждый год для родителей проводятся семинары-практикумы: «Скоро в школу!», «Адаптация. Кризис трех лет», «Как избежать истерик?» и т.д. для повышения психолого-педагогической компетенции. Также для облегчения процесса  адаптации у детей младших групп в 2013 г. был внедрен проект «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада» (Приложение 1). Целью проекта является организация комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения. Основной задачей при работе с родителями является обеспечение совместной работы родителей и работников детского учреждения, пропаганда  знаний по вопросам семьи и развития детей, а также улучшение взаимодействия родителя с ребенком. Последняя задача решается путем посещения родителя и ребенка клуба «Мы вместе!» в рамках проекта. Основной целью данного клуба является формирование положительных детско–родительских отношений, совершенствование навыков общения.
Охват родителей:   
Семинары-практикумы (120  чел. /50% от общего количества 240 чел.)
Родительский клуб «Мы вместе!» (20 чел./26% от общего количества 78 чел.)
III.    Психологическое просвещение
Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры участников образовательных отношений. Которое заключается  в формировании жизненных навыков профилактики дисгармоничного развития.
Родители:
В холле детского сада создан стенд для родителей: «Мамам, папам психологи рекомендуют!», на котором систематически размещается информация об особенностях развития и воспитания детей. Каждый год в начале учебного года проводятся родительские собрания, на которых родители знакомятся с особенностями психического развития детей, выдаются памятки, рекомендации. В младших группах детского сада находятся психологические копилки «Рекомендации от психолога», так родители могут еженедельно получают новую, интересную информацию о развитии ребенка.
Охват родителей:
собрания (198 чел./ 81% от общего количества 240 чел.)
Педагоги:
С педагогами проводятся семинары «Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками», «Влияние стиля общения педагога с ребенком на психическое развитие» и т.д., с целью повышения их психолого-педагогической компетентности.
Охват педагогов:
семинары (34 чел. /89%  от общего количества 38 чел.)
IV.    Консультативное направление
Психологическое консультирование направленно на повышение психологической культуры и психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов, а так же на разрешение проблем, возникающих в ходе взаимодействия родителей и педагогов с детьми.
Родители:
Последнее время все чаще беспокоят родителей поведенческие расстройства у детей, также запросы поступают по семейному консультированию, в начале и конце года родителей интересует уровень познавательного развития ребенка, а также уровень адаптации к условиям ДОУ. Групповое консультирование родителей, в основном, осуществляется по запросу со стороны родителей и педагогов.
Охват родителей:
Индивидуальное консультирование (110 чел./46% от общего количества 240 чел.)
Групповое консультирование (62 чел./26% от общего количества 240 чел.)
Педагоги:
Педагоги обращаются за консультацией с целью помочь найти подход к особому ребенку, а также по личным проблемам. Групповые консультации с педагогами проводятся с целью быстрой информированности по актуальному запросу от педагогов.
Охват педагогов:
Индивидуальное  консультирование (24 чел./ 63% от общего количества 38 чел.)
Групповое консультирование (38 чел./ 100% от общего количества 38 чел.)

Вся описанная система психолого-педагогического сопровождения ребенка, родителя и педагога является длительным и непрерывным процессом, всегда имеющим на определенной стадии развития результат. Как показано в системе работы данный результат достигается путем комплексного сопровождения ребенка, охватывая родителей и педагогов, с которыми ребенок ежедневно взаимодействует. Комплексный подход психолого-педагогического сопровождения, начиная с младшего дошкольного возраста, позволяет осуществлять проект «Адаптация детей младшего дошкольного возраста». Также данная система обеспечивает успешную социализацию детей с ОВЗ, благодаря разработанной комплексной структуре сопровождения данной категории детей.
Представленная система психолого-педагогического сопровождения  может быть использована в рамках ФГОС, так как именно новый стандарт образования делает основной акцент в психолого-педагогическом сопровождении на обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), на развитие ребенка как активного субъекта деятельности. Данная активность в ребенке может не угаснуть и перерасти в любознательность, а затем в познавательный интерес, если педагоги и родители будут идти «рядом» с ребенком, не преграждая путь и не разрушая ребенка как личность неправильными методами воспитания и обучения. В связи с этим, в нашей системе, уделено большое внимание профилактической комплексной работе с детьми разных категорий (дети с ОВЗ, низким уровнем развития речи), родителями и педагогами.
Осуществляя работу по всем направлениям, в комплексе, в единой системе, охватывая всех участников образовательных отношений, нам удается достигнуть положительной динамики в работе с детьми, педагогами и родителями.
Ирина Владимировна Авилова                                                                                                               Настасья Александровна Тарасова
педагоги-психологи  МБДОУ
«Центр развития ребенка-
детский сад №8 «Солнышко»
г. Ханты-Мансийск

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год