Путь долог – давайте пойдём рядом. Путь тяжёл – давайте будем помогать друг другу. Путь увлекателен – давайте наслаждаться им. Это наш и только наш путь – давайте пройдем его вместе! Джойс Хантер Основной целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для гармоничного психологического развития ребенка с учетом индивидуальных особенностей. В соответствии с поставленной целью решаются задачи:
1. Способствовать развитию психических процессов и личностных свойств ребенка через различные формы образовательной деятельности.
Скачать презентацию
Скачать конспект
2. Организовать комплексное индивидуальное сопровождение детей ОВЗ специалистам (педагогу-психологу, логопеду, музыкальному руководитель, инструктору по физической культуре) и педагогу. 3. Взаимодействовать с родителями воспитанников, с целью психологического просвещения в вопросах семейного воспитания и психического развития ребенка. 4. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов через различные формы психологического просвещения и профилактики. 5. Внедрить проект по теме: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада». Из поставленных задач видно, что психолого-педагогическое сопровождение охватывает работу с детьми, родителями и педагогами. Систему психолого-педагогического сопровождения образовательных отношений в МБДОУ можно представить в виде знака «бесконечности», который отражает непрерывный процесс основных направлений работы педагога-психолога: диагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психопросвещение и консультирование. Основной точкой активизации системы работы психолого-педагогического сопровождения является диагностическое направление. Это основное направление, исходя из показателей которого, выстраивается вся система работы с ребенком, педагогом и родителем в других направлениях. Система работы психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений: Бесконечно - вечно совершенство, в этой бесконечности тая… Рассмотрим каждое из направлений через основных субъектов образовательных отношений (дети, педагоги, родители). I. Диагностическое направление Диагностическое направление дает возможность выявить уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы детей, а так же позволяет определить основные особенности взаимодействия педагогов и родителей с детьми. Дети: Ежегодно в начале и в конце учебного года проводится диагностика детей адаптационных групп, подготовительных к школе групп, детей с ОВЗ, а также диагностика по запросу родителей и педагогов по воспитанникам средних и старших групп (Приложение 3): Возрастная категория детей Название диагностики Охват (%) от общего кол-ва детей 2-3, 3-4 года Шкала умственного развития Бине-Симона 62 чел. /79% от общего количества детей 78 чел. 4-5 лет 24 чел. /41% от общего количества детей 58 чел. 5-6 лет 35 чел./58% от общего количества детей 60 чел. 6-7 лет Готовность к школе 93 чел./97 % от общего количества детей 95 чел. После проведения диагностики детей проводится ПМПк, где намечается дальнейший образовательный маршрут сопровождения детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогическом сопровождении. Педагоги: Что касается педагогов, то с ними два раза в год проводится анкетирование «Уровень удовлетворенности параметрами работы» и «Психологический климат в коллективе». Целью диагностики педагогов является выявление параметров препятствующих эффективному педагогическому сопровождению детей. Охват педагогов на начало и конец учебного года составил: Психологический климат в коллективе (59 чел. /87% от общего количества 68 чел.) Диагностика по запросу администрации («Удовлетворенность параметрами работы») (38 чел. /56% от общего количества 68 чел.) По результатам диагностики педагогов намечается профилактическая работа в психологической гостиной «Аптечка для души», а также в сенсорной комнате. После проведения цикла занятий с педагогами отмечается положительная динамика: если на начало года у 6 (16%) педагогов был выявлен высокий уровень конфликтности и у 5 (13%) педагогов – синдром профессионального выгорания, то к концу года уровень конфликтности снизился у педагогов, а также синдром профессионального выгорания у педагогов не был выявлен. Родители: С родителями детей адаптационных групп проводится анкетирование, анализ результатов которого в дальнейшем позволяет принять своевременные меры для облегчения процесса адаптации у детей. Педагоги и специалисты, проанализировав анкеты, заранее знают особенности развития детей, что обеспечивает более эффективное взаимодействие с ребенком, а также облегчает адаптационный процесс у детей к условиям ДОУ. Охват родителей: Анкетирование уровня адаптации детей (продолжительность сна, аппетит, общение взрослый-ребенок, ребенок-ребенок) (62 чел. /79% от общего кол-ва родителей 78 чел.) Удовлетворенность деятельностью ДОУ (120 чел./50% от общего количества родителей 240 чел.) Диагностика по запросу родителей (тревожность, агрессивность, повышенная активность) (38 чел. / 16% от общего кол-ва детей 240 чел.) По результатам диагностики родители приглашаются посещать родительский клуб «Мы вместе!» для повышения у них психолого-педагогической компетентности. II. Коррекционно-развивающее направление Коррекционно-развивающее направление можно представить в виде схемы:
Дети: Данное направление имеет двусторонний характер. Его можно разделить на коррекцию и непосредственно развитие. Что касается коррекции, то здесь деятельность направлена на работу с детьми из группы компенсирующей направленности. Данную группу посещают дети с ОВЗ, а также дети с нарушениями в речевом развитии. Коррекционная и развивающая работа с данной категорией детей делится на индивидуальную и подгрупповую. Индивидуальная работа состоит из комплексной работы с детьми ОВЗ по индивидуальным маршрутам развития. В 2012-2013 учебном году была разработана структура организации комплексной работы с детьми ОВЗ (Приложение 2). Подгрупповая работа с детьми проводится по программе «Цветовой игротренинг» Н.М. Погосовой. Данная программа направлена на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы посредством цветотерапии. Что касается развития детей, то здесь следует отметить развивающую групповую работу с детьми младших групп в адаптационный процесс «Игротренинг по адаптации», а также подгрупповую образовательную деятельность «Социализация» с детьми подготовительных к школе групп. В основе игротренинга лежит моя в соавторстве программа «Здравствуй, детский сад!», являющаяся также основой проекта внедряющегося в адаптационных группах. Данный игротренинг направлен на развитие у детей навыков общения, взаимодействия со взрослым и детьми, а также на развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В основе образовательной деятельности «Социализация» лежит программа «Цветик-семицветик»: курс психологических занятий с детьми 6-7 лет «Приключение будущих первоклассников» Н.Ю. Куражева, И.А. Козлова. Данная программа рассчитана на повышение уровня мотивации к школе, развитие коммуникативных навыков, а также на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. По данной программе составлены рабочие программы. Охват детей на начало и конец учебного года: - Индивидуальная коррекционная работа: Дети с ОВЗ (3 ребенка) Индивидуальная работа по запросу родителей (38 чел. /16% от общего количества детей 240 чел.) - Групповая развивающая работа: Игротренинг по адаптации (62 чел. /79% от общего кол-ва детей 78 чел.) Образовательная деятельность по «Социализации» (93 чел./100% от общего количества детей 93 чел.) II. Профилактическое направление Профилактическое направление позволяет улучшить психологическое состояние участников образовательных отношений, что оказывает гармонизирующий эффект на детей, родителей и педагогический состав ДОУ. Дети: Каждая возрастная группа детей, в течение одного месяца, один раз в год, посещает сенсорную комнату. Образовательная деятельность основывается на программе сенсорного развития «Сенсорная комната в дошкольном учреждении» Г.Г. Колос. Сенсорное развитие детей направлено на развитие восприятия тактильного, зрительного, слухового, а также на формирование навыков саморегуляции своего состояния, умения расслабляться, снимать психомышечное напряжение, а также на развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение). Ежегодно проводится для детей, педагогов и родителей «Неделя психологии». Целью, которой является обучение приемам и методам саморегуляции своего психологического состояния, умения расслабляться, снимать психомышечное напряжение. Игротренинг для детей в период адаптации проводится в рамках проекта «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ» (Приложение 1). Целью игротренинга является формирование у детей положительной установки на детский сад, положительное отношение к нему, а также развивать чувство уверенности в окружающем (сближение детей друг с другом и воспитателем). Охват детей, посещающих сенсорную комнату и игротренинг: Посещение сенсорной комнаты (180 чел./75% от общего количества детей 240 чел.) Игротренинг для детей адаптационных групп (62 чел. /79% от общего количества детей 78 чел.) Педагоги: Педагоги посещают сенсорную комнату 5 раз в неделю. Для работы с педагогами в сенсорной комнате была создана система занятий, направленных на релаксацию, снятию психомышечного напряжения. Помимо сенсорной комнаты педагоги посещают один раз в месяц психологическую гостиную «Аптечка для души». Целью данной гостиной является повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по отношению к себе (проработка личностных проблем, обучение способам саморегуляции), а также к детям (обучение методам взаимодействия с детьми). Основными задачами являются: Обозначить личные ресурсы педагогов, повысить их самооценку. Научить способам саморегуляции психоэмоционального состояния. Способствовать формированию в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата. Снизить синдром профессионального выгорания в педагогической среде. Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному и личностному самосовершенствованию личности. Обучить психолого-педагогическим приемам и методам при работе с особыми детьми. Для решения данных задач был разработан свой алгоритм работы по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов: сначала работаем с личностными проблемами педагогов, учим их способам саморегуляции своего психологического состояния, а только потом начинаем обучать психолого-педагогическим методам и приемам взаимодействия с детьми. Также для молодых специалистов в течение года проводятся семинары-практикумы на темы: «Внутренний мир ребенка», «Особенности взаимодействия с особыми детьми», «Психологическое здоровье ребенка» и т.д. для повышения их психолого-педагогической компетентности. Охват педагогов: Посещение сенсорной комнаты (30 чел. /79% от общего количества 38 чел.) Психологическая гостиная «Аптечка для души» (20 чел./53% от общего количества 38 чел.) Семинары-практикумы (32 чел. /84% от общего количества 38 чел.) Родители: Каждый год для родителей проводятся семинары-практикумы: «Скоро в школу!», «Адаптация. Кризис трех лет», «Как избежать истерик?» и т.д. для повышения психолого-педагогической компетенции. Также для облегчения процесса адаптации у детей младших групп в 2013 г. был внедрен проект «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада» (Приложение 1). Целью проекта является организация комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения. Основной задачей при работе с родителями является обеспечение совместной работы родителей и работников детского учреждения, пропаганда знаний по вопросам семьи и развития детей, а также улучшение взаимодействия родителя с ребенком. Последняя задача решается путем посещения родителя и ребенка клуба «Мы вместе!» в рамках проекта. Основной целью данного клуба является формирование положительных детско–родительских отношений, совершенствование навыков общения. Охват родителей: Семинары-практикумы (120 чел. /50% от общего количества 240 чел.) Родительский клуб «Мы вместе!» (20 чел./26% от общего количества 78 чел.) III. Психологическое просвещение Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры участников образовательных отношений. Которое заключается в формировании жизненных навыков профилактики дисгармоничного развития. Родители: В холле детского сада создан стенд для родителей: «Мамам, папам психологи рекомендуют!», на котором систематически размещается информация об особенностях развития и воспитания детей. Каждый год в начале учебного года проводятся родительские собрания, на которых родители знакомятся с особенностями психического развития детей, выдаются памятки, рекомендации. В младших группах детского сада находятся психологические копилки «Рекомендации от психолога», так родители могут еженедельно получают новую, интересную информацию о развитии ребенка. Охват родителей: собрания (198 чел./ 81% от общего количества 240 чел.) Педагоги: С педагогами проводятся семинары «Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками», «Влияние стиля общения педагога с ребенком на психическое развитие» и т.д., с целью повышения их психолого-педагогической компетентности. Охват педагогов: семинары (34 чел. /89% от общего количества 38 чел.) IV. Консультативное направление Психологическое консультирование направленно на повышение психологической культуры и психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов, а так же на разрешение проблем, возникающих в ходе взаимодействия родителей и педагогов с детьми. Родители: Последнее время все чаще беспокоят родителей поведенческие расстройства у детей, также запросы поступают по семейному консультированию, в начале и конце года родителей интересует уровень познавательного развития ребенка, а также уровень адаптации к условиям ДОУ. Групповое консультирование родителей, в основном, осуществляется по запросу со стороны родителей и педагогов. Охват родителей: Индивидуальное консультирование (110 чел./46% от общего количества 240 чел.) Групповое консультирование (62 чел./26% от общего количества 240 чел.) Педагоги: Педагоги обращаются за консультацией с целью помочь найти подход к особому ребенку, а также по личным проблемам. Групповые консультации с педагогами проводятся с целью быстрой информированности по актуальному запросу от педагогов. Охват педагогов: Индивидуальное консультирование (24 чел./ 63% от общего количества 38 чел.) Групповое консультирование (38 чел./ 100% от общего количества 38 чел.)
Вся описанная система психолого-педагогического сопровождения ребенка, родителя и педагога является длительным и непрерывным процессом, всегда имеющим на определенной стадии развития результат. Как показано в системе работы данный результат достигается путем комплексного сопровождения ребенка, охватывая родителей и педагогов, с которыми ребенок ежедневно взаимодействует. Комплексный подход психолого-педагогического сопровождения, начиная с младшего дошкольного возраста, позволяет осуществлять проект «Адаптация детей младшего дошкольного возраста». Также данная система обеспечивает успешную социализацию детей с ОВЗ, благодаря разработанной комплексной структуре сопровождения данной категории детей. Представленная система психолого-педагогического сопровождения может быть использована в рамках ФГОС, так как именно новый стандарт образования делает основной акцент в психолого-педагогическом сопровождении на обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), на развитие ребенка как активного субъекта деятельности. Данная активность в ребенке может не угаснуть и перерасти в любознательность, а затем в познавательный интерес, если педагоги и родители будут идти «рядом» с ребенком, не преграждая путь и не разрушая ребенка как личность неправильными методами воспитания и обучения. В связи с этим, в нашей системе, уделено большое внимание профилактической комплексной работе с детьми разных категорий (дети с ОВЗ, низким уровнем развития речи), родителями и педагогами. Осуществляя работу по всем направлениям, в комплексе, в единой системе, охватывая всех участников образовательных отношений, нам удается достигнуть положительной динамики в работе с детьми, педагогами и родителями. Ирина Владимировна Авилова Настасья Александровна Тарасова педагоги-психологи МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №8 «Солнышко» г. Ханты-Мансийск
|