Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Музейная педагогика в детском саду
Презентации
Автор: Кононенко Лидия Павловна   
11.05.2015 15:47

Музейная педагогика в детском садуМузейная педагогика в детском саду

Кононенко Лидия Павловна МБДОУ ЦРР детский сад №2 ст. Каневская, Каневской район

В последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем.

Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию.

 

Скачать конспект

Развитие практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей в детском саду представляется возможным средствами музейной педагогики.

Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Изначально термин «музейная педагогика» подразумевал, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать свои собственные мини – музеи, а организация и использование мини – музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

Музей для взрослого – это место, где хранится поистине бесценное культурное наследие, а для малыша это, прежде всего, мир пока неизвестных ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребёнку, и есть наша задача.

Чтобы добиться поставленной цели мы создали музей «Кубанское подворье»

К работе подключились все сотрудники детского сада, были привлечены и родители. Каждый старался внести свою лепту:

  • Слайд №1

построили хату,

сложили печь,

соорудили колодец,

принесли в музей интересные старые вещи.

Сегодня в нашем музее более ста экспонатов.

  • СЛАЙД №2

Экспонаты музея используются педагогами на занятиях и в совместной деятельности с детьми

  • Слайд №3

Например, по старинным часам дети изучают время, а эволюцию вещей постигают с помощью сравнения старинных телефонных аппаратов и сотовых, самоваров и электрических чайников, старых керосиновых ламп и современных ламп дневного света.

  • СЛАЙД №4

Результаты совместной деятельности детей и педагогов могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.

  • слайд №5

Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации.

В этом году мы решили создать «Музейный комплекс», включающий в себя мини – музеи в групповых помещениях. Экспонаты там располагаются на полках, стеллажах, прикрепляются к стенам, стоят на полу.

  • слайд №6

Содержание, оформление и назначение мини – музеев должны обязательно отображать специфику возраста каждой группы. При создании музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, музееведов, историков.

  • слайд №7, 8, 9

Важная особенность музейных элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил всё ценное, что было в прошлом.

  • слайд №10.

В работе с дошкольниками используются самые разнообразные формы нравственно-патриотического воспитания: НОД, целевые прогулки, экскурсии, игры-путешествия, встречи с интересными людьми, беседы, чтение художественных произведений. Педагогами детского сада разработаны конспекты НОД: «По улице кубанских мастеров»; «В гостях у тетушки казачки»; «Рады гостям, как добрым вестям»; «Зеленая аптека»; «В хате казака»; «Мы – патриоты Кубани»; «Люблю тебя моя станица»; «Путешествие во времени».

  • слайд №11

Прочно вошла в практику работы с дошкольниками проектно-исследовательская деятельность. Это индивидуальные и групповые проекты, краткосрочные и долгосрочные, руководителями которых выступают наши педагоги. В последнее время прочно зарекомендовали себя детско-родительские проекты, тематика их самая различная: «Кубанская хата»; «А у нас во дворе»; «Цветочная мозаика»; «Малыши и взрослые», родители и дети стали участниками международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы».

  • слайд №12

Организация выставок детского творчества ещё одна форма работы с дошкольниками в детском саду, которая позволяет приобщить к истокам казачества и раскрыть детские таланты. Важным составляющим является создание фотоальбомов о казачестве на Кубани, о жизни кубанских казаков. На кубанском подворье часто звучат народные казачьи песни, заклички. В мини-музее ребята и взрослые инсценируют сказки, устраивают викторины.

  • слайд №13

Частыми гостями нашего подворья становятся родители. При этом старшие дошкольники выступают в роли хозяев-экскурсоводов. Они проводят экскурсии, как для родителей, так и детей младших групп

  • слайд №14

Включение в образовательный процесс разработанной нами технологии музейная педагогика, проведение мероприятий для родителей и педагогов позволяет воспитать у детей любовь и интерес к родному краю. А создание соответствующих условий, подбор разнообразных средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на воспитание любви к родному краю, на развитие патриотических чувств у дошкольников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год