Методы и приемы поддержания дисциплины у дошкольников |
Презентации | |||
Автор: Рябова Илона Геннадьевна | |||
07.05.2015 00:39 | |||
Методы и приемы поддержания дисциплины у дошкольников Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется доклад на тему: «Методы и приемы поддержания дисциплины у дошкольников». Проведенный нами, анализ трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов показали, что проблемой дисциплины детей — дошкольников занимались Макаренко А.С., И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий ( «Возрастная психология»), Б.С. Волков, Н.В. Волкова ( «Психология общения в детском возрасте»), А. Кравцова ( «Непослушные детки»), Ю.Б. Гиппенрейтер ( «Как быть ребенком»). Все они в той или иной мере подчеркивают, что дисциплинированность – обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка.
Скачать конспектСкачать конспект Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива. Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится, живет, отдыхает. Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих в разрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивает А.С. Макаренко. На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т.д.) Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно. Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело». Наиболее важным условием воспитания дисциплинированности у детей являются авторитет и культура воспитателя и родителей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют первостепенное значение в формировании их дисциплинированности. Умение воспитателя использовать вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка- все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они стремятся получить его одобрение, а более холодное обращение, некоторая строгость во взгляде в ответ на нарушение дисциплины заставляют виновника ощутить не обиду, а недовольство собой, побуждают поскорее исправить допущенную оплошность, попросить извинения за проступок. Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность. Немаловажным условием формирования и поддержания дисциплины в группе является четкое осуществление режима. Правильный режим дня позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха. Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются, т.е. четкое проведение режимных моментов, в т.ч. систематическая и последовательная организация НОД, дисциплинирует ребенка. Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент. Так, между занятиями организуют подвижные игры, а после дневного сна – продолжительные творческие коллективные игры, труд. Особое внимание педагог должен уделить тому, чтобы в группе сохранялась атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей. Этому способствует правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив — все это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им играть, трудиться, находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь, положительно отражается на формировании у них дисциплины. К одним из следующих методов формирования и поддержания дисциплины у дошкольников можно отнести четкую формулировку правил поведения. Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральным нормам нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т.д. Все правила, которые даются детям, должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов. Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения. Например, перед входом в раздевальную комнату он говорит малышам: «Когда будете входить в комнату, не забудьте вытереть ноги. Наша няня чисто вымыла пол, постараемся не испачкать его». Или «Машенька первая вошла в раздевалку и не забыла чисто вытереть ноги. Я уверена, что все ребятки тоже так поступят». Детям среднего дошкольного возраста тоже следует неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль. Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований. Недопустимо такое положение, когда один воспитатель постоянно требует от детей точного и своевременного выполнения правил, добивается осознания необходимости поступать в соответствии с ними, а другой уделяет этому недостаточное внимание. В этом случае возникает опасность формирования у детей умения приспосабливаться к особенностям взрослых. Воспитывая дисциплинированность, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение. В младших группах, приучая детей к правильному поведению, воспитатель должен быть в меру требователен к ним, ибо для малышей регуляция собственного поведения представляет достаточную трудность. В то же время он последовательно и терпеливо работает над тем, чтобы добиться послушания, некоторой самостоятельности детей в выполнении элементарных правил поведения. В средней группе дети уже освоили первые правила, и поэтому воспитатель постоянно следит за самостоятельными, их выполнениями, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибки. В этом возрасте дошкольники уже обладают большими возможностями в регулировании своего поведения. Но у них может проявляться расхождение между знанием правил и поступками. Ребенок нередко поступает вразрез с требованием взрослых, потом осознает неправильность своего поступка, искренне раскаивается в нем. Поэтому важной задачей педагога является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка. К концу пребывания в средней группе от детей уже можно добиться сравнительно высокой дисциплинированности. В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки дисциплины. На этом этапе резко возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Одновременно формируются и мотивы поведения, желание поступать правильно не потому, что этого требует воспитатель, а в силу осознания справедливости установленных правил. Исходя из вышеизложенного, нам бы хотелось выделить главные принципы общения с ребенком — принять, понять, поддержать. Психологами доказано, что потребность в признании, внимании – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение- необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен, если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации. Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания. Принятие – безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка – значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что, он есть! Язык принятия Язык непринятия Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы) Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, нравоучительные интонации, окрик Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие Улыбка Жесткая мимика Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи Позиция «рядом», «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание Оценка поступка «Мне жаль, что ты не захотел поделиться игрушками» Негативная оценка «Ты очень жадный мальчик» «Временный язык» ( «Сегодня у тебя это задание не получилось») «Постоянный язык» ( «У тебя никогда ничего не получается как следует») Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки. Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания. Просьба Команды, приказы Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ» Опоры на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка Иногда взрослые говорят: «Как я могу принимать этого ребенка таким, какой он есть, если он дерется, хулиганит, не слушается? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения». Естественно, чем послушнее дети, тем легче их любить. Любое неадекватное поведение ребенка – это защита от нелюбви. Энергетика ребенка слаба, она требует подпитки в виде внимания, признания, и, если этого не хватает, он «добирает» внимание к себе другими способами. Следующий принцип — понимание. Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанного на понимании. У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние. Следующий принцип – поддержка. В поддержке ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается. Поддержка – это процесс, в котором:
Хотелось бы отметить методы эффективного общения с ребенком:
«Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным», «Ты боишься, что у тебя не получится», «Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела». Эффект метода: мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше бояться негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают. 3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме. Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему. Здесь следует придерживаться следующего правила: Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении. «Меня это очень огорчает», «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же», «Я рада, что у тебя так хорошо получилось». Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять. И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания. 4. Метод «смещения негативной оценки» - на самого себя Сравните: «Опять ты все перепачкал!» «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки». «Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Мне неприятно такое поведение». «Опять подрались. Будете оба наказаны» «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь». «Да сколько же можно повторить!» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторить одно и то же». - на третье лицо Сравните: «Не смей трогать чужие вещи!» «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения». «Ты достал всех сегодня на физкультуре!» «Ребята могут на тебя обидеться». -на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!» «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее». «Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» «Об игрушки на полу можно споткнуться». 5. Метод «временного языка» Сравните: «Постоянный» язык ( «У тебя никогда ничего не получается как следует!») «Временный» язык ( «Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»). 6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их. Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка». Выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого». 7. Прием смены ролей — моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?». 8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. ( «Ребенок хорош, плох его поступок») Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку». Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его. Тем не менее в повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушение дисциплины, неподчинение правилам. Причины этого различны. Одной из основных является:
4)дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой; 5) нарушение дисциплины может также происходить вследствие того, что ребенком руководит мотив «избегания неудачи». Во всех этих случаях можно использовать следующие приемы поддержания дисциплины:
Таким образом, в современной психолого — педагогической литературе проблема изучения дисциплины как социально – психологического феномена представлена достаточно широко (на нашем круглом столе Вы видите труды ученых по данной проблеме). Подводя итог представленного вам анализа литературы, можно заключить, что дисциплина – это неотъемлемая характеристика детского коллектива, а воспитание ее – одна из основных обязанностей воспитателей.
|